Конец московского патриархата

Вчера, 1 декабря, Совет нацбезопасности и обороны принял наконец решение, которое потенциально должно сделать невозможным на территории Украины деятельность Украинской православной церкви московского патриархата. Понадобилось восемь с половиной лет войны и более девяти месяцев открытого вторжения рф, чтобы наконец-то попытаться избавиться от этой безусловно враждебной организации. Президент Владимир Зеленский своим указом № 820/2022 ввел это решение СНБО в действие.

Об этом Харків Times узнал из президентского указа и текста решения СНБО.

«Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 1 декабря 2022 года «Об отдельных аспектах деятельности религиозных организаций в Украине и применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)», – говорится в Указе президента.

Что же решил СНБО?

Во-первых, Кабинету министров Украины нужно «внести в двухмесячный срок на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект о невозможности деятельности в Украине аффилированных с центрами влияния в Российской Федерации религиозных организаций в соответствии с нормами международного права в сфере свободы совести и обязательств Украины связи с вступлением в Совет Европы».

Во-вторых, Государственная служба по этнополитике и свободе совести должна обеспечить проведение религиоведческой экспертизы Устава об управлении УПЦ на наличие церковно-канонической связи с Московским патриархатом и при необходимости принять предусмотренные законом меры. Для придания большей весомости этим действиям СНБО считает необходимым «решить безотлагательно вопрос отнесения Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести к центральным органам исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется непосредственно Кабинетом Министров Украины».

В-третьих, «обеспечить в двухмесячный срок проверку наличия правовых оснований и соблюдения условий пользования религиозными организациями имуществом, находящимся на территории Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника».

Вот здесь харьковчане могли бы резонно спросить: а почему речь идет только о Киево-Печерском заповеднике? А разве харьковский Покровский собор, жемчужина украинского барокко, нагло окрашенная в бело-голубое и с вызолоченными куполами – это «соблюдение условий пользования»? Или пристройка откровенно пластиковой «входной группы» к Храму Казанской Божьей Матери, построенному на Холодной горе в начале прошлого века, — это «соблюдение условий пользования»? Разумеется, некоторые сомнения вызывает чудотворность иконы, которой посвящен храм, но он является памятником архитектуры.

Покровский собор – старейшее харьковское здание, о котором видный исследователь украинского зодчества Г. М. Лонгвин писал: «Нет в украинской каменной архитектуре другого такого здания, где прием высотного раскрытия внутреннего пространства был осуществлен с таким блеском». Собор построен казаками в 1689 году за пределами тогдашних границ Харьковской крепости, близ ее северной стены. Поскольку храм является памятником украинского барокко, он принципиально должен быть белым под черными куполами. Но церковь московского патриархата не просто пренебрегала историческими реалиями, кажется, из Покровского собора просто пытались убрать всю его украинскость – сначала вызолотив купола, а потом и выкрасив в неестественные для нашего барокко цвета.

Когда-то ныне покойный Юрий Шкодовский, тогда главный архитектор Харькова, в ответ на вопрос одного из наших корреспондентов, как можно было золотить черные купола памятника архитектуры, рассказал очень показательную историю. Оказалось, что он лично ходил на прием к тогдашнему харьковскому митрополиту Никодиму (достаточно на самом деле подозрительной фигуре ввиду нынешних событий) и умолял его не золотить купола. На что Никодим ответил довольно нагло: «Мне так Бог диктует». Кажется, его «бог» находился в кремле.

Ну, а такое «русское» окрашивание собора произошло уже во время украинско-российской войны, незадолго до вторжения. И когда представители общественности обратились к тогдашнему главе ХОГА Юлии Светличной, требуя покончить с издевательством над памятником архитектуры и истории общенационального значения, оказалось, что разрешения на это издевательство никто не давал. Департамент градостроительства и архитектуры ХОГА даже направил гневное письмо в епархию… на том все и кончилось.

Ведь когда касается московского патриархата, оказывается, что у нашего государства то ли просто нет рычагов влияния на эту структуру, то ли никто не берет на себя смелость такие рычаги применить.

Надеемся, что теперь, когда Службе безопасности Украины и другими государственными органами, к компетенции которых относятся вопросы обеспечения национальной безопасности, прямо предписано «активизировать меры по выявлению и противодействию подрывной деятельности российских специальных служб в религиозной среде Украины», и власти найдут в себе… смелость? чувство долга перед грядущими поколениями украинцев?.. ну хоть что-то, способное подвигнуть их на защиту нашей истории и культуры. Потому что, если этого не произойдет, мы будем и дальше страдать от произвола и враждебности ко всему украинскому московских попов, которым «диктует» их московский «бог».

Как сообщал Харків Times, бывший митрополит Изюмский Елисей, поддерживавший российских захватчиков во время оккупации города, был лишен звания почетного гражданина Изюма.