Вчера, 6 февраля, скончался известный харьковский педагог, учитель младших классов гимназии «ОЧАГ» Сергей Юрьевич Курганов. Ему было 66 лет.
Об этом Харків Times сообщили коллеги и ученики покойного.
Сергей Курганов окончил математический факультет Харьковского педагогического института. Он стоял у истоков многих педагогических концепций, впоследствии ставших знаменитыми во всем мире. С Владимиром Репкиным начинал «развивающее обучение». Был одним из творцов и идеологов «школы диалога культур». Работал в Харькове, уезжал в Красноярск, вернулся в молодой еще «Очаг» и прожил в нем всю оставшуюся жизнь.
«Обучение диалогу – это обучение проблемам, — писал Курганов. — Большинство учебных диалогов отличается одной особенностью. Завершаясь, они как бы возвращаются к своему началу. Например, в конце учебного диалога о живом учитель наполняет класс глубокими и острыми проблемами, но не дает их окончательного решения. Над этими проблемами учащиеся, возможно, будут думать всю жизнь».
Но все это – официальная биография и строки из книг – не могут передать чего-то самого главного, из чего и складывался Курганов — неудобный, странный, безгранично любимый учениками, буквально заставлявший их думать, переживать, осмысливать и проговаривать осмысленное, спорить и рождать в спорах… нет, не истину в последней инстанции, а скорее повод для новых споров и обсуждений.
О живом и неживом он говорил с одним из классов, задав вопрос «живые ли игрушки?», а от него вполне логично перешел к обсуждению условий, при которых игрушки «оживают» или «не оживают». Он водил малышей за школу, где начинаются волшебные «косогоры», старательно проверять, каковы приметы весны, зимы, осени, видим ли мы их, как мы их понимаем. Он читал с детьми не букварь, а Чуковского и рассуждал, почему звери испугались Тараканища, а воробей – не испугался. Он верил в границу между обычным лесом и лесом волшебным, увиденную одним из первоклашек, и шел вместе с детьми проверять, так ли это. И все они были для него красавцами и красавицами, гениальными шахматистами и стройными принцессами, умницами и личностями.
У него бывали свои светлые периоды, когда все, кому довелось видеть его в работе, восхищались педагогическими приемами на грани волшебства. У него бывали периоды темные, которые, увы, порой сводили на нет достижения светлых и непоправимо ранили учеников. Возможно, такова плата за гениальность. Но память о нем останется по преимуществу светлой и восторженной.
«Кто теперь будет разбирать с детьми Евклида в оригинале и переводить Киплинга, кто будет читать Хлебникова и Стругацких? Кто ещё может, не возражая ни одной самой абсурдной детской идее, развить из нее научную теорию? Спасибо большое, Сергей Юрьевич, что дали нам этот простор для творчества, научили всё пробовать на зуб и искать для всего свои собственные объяснения. Как же невероятно жаль, что Вас больше нет!», — под этими словами одного из первых харьковских учеников Курганова Сергея Переверзева подпишутся, думаю, очень и очень многие
Редакция Харків Times выражает искренние глубокие соболезнования родным, коллегам и ученикам Сергея Курганова.