В Харькове теперь есть Глиссада Джуса, улица Шведская и переулок Червоной Руты. Но при чем здесь покойный замминистра?

Фото: Харків Times

Мэр Харькова Игорь Терехов своим распоряжением переименовал в городе еще 18 топонимов, связанных с имперским прошлым. С сегодняшнего дня въезд Тринклера (не путать с улицей Тринклера, она на своем месте) называется въездом Глиссада Джуса – в честь знаменитого пилота Андрея Пильщикова с позывным Джус. Этого переименования хотели харьковцы, подписавшие петицию в горсовет.

Об этом Харків Times сообщили в Харьковском городском совете.

Кроме того, переименованы еще 17 улиц и переулков, в названиях которых сохранялось упоминание о россии.

Так, улица Беломорская стала улицей Финской, улица Владивостокская – улицей Шведской, а улица Кронштадтская – улицей Литовской. Рядом с этими улицами появились Скандинавский переулок и Лирницкий въезд (бывшие владивостокские) и Чумацкий переулок (бывший кронштадтский).

Бывшая улица Байкальская стала Снежной, переулок Алтайский – переулком Ветряным, улица Красноуральская – улицей Низинной, улица Иртышская – улицей Мерлинской, переулок Иртышский – переулком Чепельским, улицу Ижевскую переименовали в улицу Сахарную, а одноименный переулок теперь носит название Заможного.

Переулок Кольский вместо названия ледяного русского полуострова теперь носит теплое имя переулок Червоной Руты. Елабужский переулок стал переулком Буковельским, а переулок Ельнинский – Барвистим.

Определенные вопросы вызывает переименование улицы Бакулина в улицу Евгения Енина — в честь бывшего первого замминистра внутренних дел Украины, погибшего в авиакатастрофе в Броварах. Заместитель министра не имел к Харькову никакого отношения – родился в Днепре, погиб под Киевом в результате несчастного случая, а не на фронте, защищая Украину, в нашем городе не работал, харьковцам особо неизвестен.

«Теперь в Харькове есть улица Евгения Енина с очень темными пятнами в биографии и никакого отношения не имевшего к Харькову, потому что Терехова попросили. Был ряд обращений против этого переименования, однако у Терехова уже были договоренности и обсуждения на сайте городского совета были абсурдом», — отмечают активисты в группе «Декоммунизация. Украина» на Facebook.

Согласно информации СМИ, биография Енина, по меньшей мере, «оставляет много вопросов». Человек, в свое время подписывавший экстрадиции на ищущих убежища в Украине граждан россии и Таджикистана, которых там ждали заключения и пытки. В 2018 году за подписью Енина россии был выдан ингуш Тимур Тумагоев, боец добровольческого батальона им. Шейха Мансура, воевавший на Донбассе на украинской стороне. Кстати, Тумагоева защищала Харьковская правозащитная группа. А в 2019 году Енин подписал выдачу в Таджикистан искателя убежища Муродали Халимова, в отношении которого Европейский суд по правам человека применил 39 правило регламента работы суда и запретил Украине выдавать таджика на родину. Но Енин подписал – и Халимова выдали, а на родине приговорили к 23 годам заключения и применяли к нему пытки. Эта печальная практика в те годы не обошла и Харьков. В марте 2019 года в Харькове был арестован беженец от режима кадырова чеченец Ахмад Илаев, и харьковский суд не отпустил его из заключения на поруки двух нардепов и Крымскотатарского Меджлиса. И нельзя не заметить одной ужасающей «подробности»: соискателей убежища с Кавказа выдают фактически на смерть по запросу правоохранительных органов российской федерации, с которой Украина с 2014 года находится фактически в состоянии войны. И покойный Енин принимал в этом участие.

Что нам еще известно о погибшем заместителе министра внутренних дел? Согласно расследованию издания Слідство.Инфо, в 2016 году, будучи заместителем тогдашнего генпрокурора Украины Юрия Луценко, он и другая заместительница Луценко Анжела Стрижевская «приезжали на неформальную встречу к бежавшему министру Эдуарду Ставицкому в Израиль». Исследовав оказавшиеся в редакции записи этого разговора, журналисты пришли к выводу, что заместители генпрокурора Стрижевская и Енин «в течение часа обсуждали, как Генпрокуратура может помочь Ставицкому, но что получит от этого официальное следствие – неизвестно». Исходя из имеющейся записи, встреча была неформальной, но на вопрос издания лично Енин ответил, что не проводил в Израиле никаких неформальных встреч со Ставицким.

Затем, как сообщало Громадське, Енин назвал обнародование этой записи «провокацией».

«Под контролем Енина в Генпрокуратуре были и другие дела топкоррупционеров, выехавших из Украины после Майдана. В его международном департаменте даже создали следственный отдел, которому отдали крупнейшие дела, связанные с беглыми чиновниками. Среди них было дело против Сергея Курченко, бывшего олигарха из окружения Януковича», — сообщило в сентябре 2021 издание «Заборона».

В 2019 году заместитель председателя Департамента международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры, глава отдела процессуального руководства по уголовным производствам Константин Кулик заявил об исчезновении части материалов по «делу Курченко». Кулик утверждал, что кроме Курченко подозрения тогда были вынесены людям из окружения Петра Порошенко — среди них эксглава администрации президента харьковчанин Борис Ложкин и его заместитель Алексей Филатов. Прокуратура подозревала их в отмывании 440 миллионов долларов, полученных от сделки по продаже группы компаний «Украинский Медиа Холдинг». Но вскоре дела против Ложкина и Филатова были закрыты, потому что «подозрения были вынесены с нарушением закона».

«Прокурор Константин Кулик заявил, что за отмену подозрений отвечал Евгений Енин», – утверждает «Заборона».

После этого Енин подал в отставку с поста в Генпрокуратуре.

В качестве «мелких брызг» можно вспомнить квартиру в центре Киева площадью 184 кв. метра, которую, являясь заместителем генпрокурора, по сведениям программы «Наші гроші с Денисом Бігусом», Енин приобрел на имя своего 66-летнего отца. И дом в пригороде Киева на 300 квадратов – тоже в собственности отца Енина.

«Расходов на новую недвижимость замгенпрокурора не декларировал. На вопрос, почему его новое жилье записано на отца и мог ли Енин-старший сам оплатить покупку квартиры на 184 м2 и построить дом, Евгений Енин ответил: «Обращайтесь к нему лично. Я не уполномочен…» – отметили журналисты «Наших грошей».

Харьковская областная общественная организация «Союз ветеранов АТО» обращалась в горсовет с предложением переименовать улицу Бакулина в честь Олега Челнова (Беркута) – украинского добровольца, командир подразделения УНА-УНСО «Викинг» во время первой российско-чеченской войны, погибшего, воюя с россией на стороне свободной Ичкерии, в 2006 году.

«К сожалению, городской совет не услышал обращения ветеранов и хочет без мнения общины переименовать улицу Бакулина именем работника полиции – Енина, не имевшего к Харькову никакого отношения», – отметили ветераны АТО.

Мы точно не знаем, кто именно «просил» харьковского мэра Игоря Терехова о наименовании улицы в нашем городе именем погибшего замминистра. Но депутат горсовета Ирина Гончарова-Багалий получила от первого заммэра Александра Новака ответ, будто «поступило обращение от комитета ВР и 22 народных депутатов», а потому «должны рассмотреть и поддержать». Вот интересно, почему «22 депутата» не обратились с такой просьбой к родной Енину Днепровской мэрии, ведь это было бы гораздо логичнее?

А именно это переименование очень напоминает харьковцам и присвоение в 2014 году звания почетного гражданина члену российской госдумы Александру Шишкину, затем голосовавшего за введение войск в Украину. Вы же помните, что это почетное звание удалось отменить только через Верховный суд? А горсовет, несмотря на боевые действия на Донбассе, продолжал бороться за этого «почетного гражданина», потому как меценат.

А не помните борьбу горсовета за мемориальную доску генералу кгб Юрию Шрамко, которую открыли в 2019 году на том же доме по улице Свободы, который теперь разрушен идейными потомками генерала? А ведь это именно Шрамко возглавлял областное управление кгб ссср в те годы, когда в Харькове сажали диссидентов и преследовали евреев?

И очень досадно, что такая практика, похоже, никуда не девается. Снова непродуманные и волюнтаристские действия горсовета приводят к тому, что переименование топонимов несет в себе зародыш будущих переименований. Ибо хотя «об усопших либо хорошо, либо ничего», но смерть все же не выдает индульгенций. И еще интересно — в отличие от прошлых переименований решение об этих принимал не горсовет, а лично Игорь Терехов своим распоряжением. С чего бы это?

Кстати, родная Днепропетровщина для своего уроженца Евгения Енина нашла только лицей в Павлограде, который и переименовали в его честь. О других названиях его именем Харків Times ничего найти не удалось. Пожалуй, в Днепре больше заботятся о «топонимической гигиене» и не закладывают в переименования следующие переименования.

А для нашей героини Яны Червоной среди улиц Харькова снова не нашлось места.

Как сообщал Харків Times, последнее крупное переименование топонимов в Харькове произошло на внеочередной сессии Харьковского горсовета 26 января, когда одновременно названия, связанные с россией и ее союзниками, сменили 65 топонимов в нашем городе.