Харьковский горсовет заплатит «Ритуалу» 1,5 млн грн за перезахоронение похороненных в мешках на 18-м кладбище

Фото: Іванна Скиба-Якубова/lb.ua

Харьковский городской совет объявил тендер на перезахоронение несчастных, похороненных в мешках в траншеях с февраля по сентябрь 2022 года в секторах № 120 и 124 городского кладбища №18. Победителем тендера сегодня, 3 апреля, признано коммунальное предприятие «Ритуал». Всего выходит 1,5 миллиона гривен на перезахоронение 99 тел.

Об этом Харків Times узнал из сообщения на портале Prozorro.

Стоимость перезахоронения одного тела – 15 777 гривен, наибольшая в этой сумме – доля эксгумации (9960 гривен). Также на каждого покойника выделяется 2 420 гривен — стоимость гроба, 1 тыс. гривен — на перенос гроба с телом, 122 гривны на транспортировку и 2 275 гривен — на копание могилы.

И никакого ответа нет на вопрос, почему горсовет вынужден сегодня под давлением общественности и СМИ эксгумировать похороненные тела и хоронить их снова? Кто и почему нарушил целый ряд государственных законов, создав это ужасное бесчеловечное «место захоронения» в 120-м и 124-м секторах 18-го кладбища? И, наконец, кто будет персонально отвечать за омерзительное отношение к умершим и к живым?

Бывшего директора КП «Ритуал» Евгения Журавлева горсовет освободил от исполнения обязанностей в июле прошлого года «в связи с истечением срока действия контракта». В возбужденном прокуратурой уголовном деле, открытом в отношении нарушений в организации захоронений, пока нет никаких имен – расследуются «возможные нарушения совершенные должностными лицами, ответственными за погребение». Как сказал в ноябре прошлого года изданию lb.ua спикер Харьковской областной прокуратуры Дмитрий Чубенко, «сейчас изучаются определенные документы, касающиеся процесса захоронения, поданы соответствующие запросы, проводится опрос свидетелей со стороны потерпевших, всесторонне изучаются все процессы и действия, которые происходили во время захоронений. Если после изучения документов возникнут вопросы к должностным лицам или руководителям определенных организаций, они будут допрошены». В каком состоянии расследование находится сегодня, Харків Times на момент выхода этого материала ответа не получил.

Вообще вся эта ужасная история, возможно, так и осталась бы вне общественного внимания, если бы в набат не начала бить харьковчанка Иванна Скиба-Якубова, которая опубликовала в lb.ua первый материал о харьковском 18-м кладбище. Выяснилось, что в безымянных могилах и траншеях похоронены и защитники Харькова, и погибшие в здании ХОВА. И существует этот ужас совсем рядом с Аллеей Славы, над которой развеваются украинские флаги. А совсем недалеко расположены печально известные секторы №120 и 124. Мэр Харькова Игорь Терехов после обнародования отвратительных подробностей «захоронений» на 18-м кладбище уверял, что, во всяком случае, все военные будут похоронены на той же Аллее Славы за средства города.

Как сообщает Скиба-Якубова «по данным Департамента ЖКХ, в 124 секторе кладбища №18 похоронены 1220 человек. В списках рабочей группы 920 идентифицированных лиц». Сегодня речь идет о перезахоронении 99 тел. Вопросы вызывают и сроки, которые озвучивались разными чиновниками горсовета по поводу эксгумации и перезахоронения. Сначала откуда-то возник срок в три года, мол, раньше перезахоронением заниматься нельзя, но впоследствии выяснилось, что такой нормы нет ни в одном документе. Затем возникло утверждение, что заниматься эксгумацией планируется исключительно в холодное время года – «по санитарно-гигиеническим соображениям». И вот сегодня, 3 апреля, обнародованы результаты тендера, сроки которого указаны: до 31 декабря. То есть впереди почти вся весна, все лето, вся осень. «Холодного времени года» остается совсем немного. И совершенно непонятно, что будут делать с оставшимися 1121 телом или хотя бы с 821 идентифицированными останками. Они так и останутся в траншеях в мешках неведомого качества?

Как сообщал Харків Times, за время полномасштабного вторжения россии прилеты были зафиксированы почти на всех кладбищах Харькова. Там до сих пор продолжаются работы по обнаружению и обезвреживанию вражеских боеприпасов. Наиболее опасными считаются кладбища №17 и «Сосны» – их закрыли для посещений.