ГБР закрыла дело о пытках в Алексеевской колонии. Правозащитники усматривают в этом признаки преступления

Средневековая гравюра

Государственное бюро расследований (ГБР) в октябре прошлого года очень тихо закрыло очень громкое дело о пытках в харьковской Алексеевской колонии №25. Харьковская правозащитная группа видит в этом решении признаки уголовного правонарушения и требует расследования.

Об этом Харків Times сообщили в Харьковской правозащитной группе.

По словам правозащитников, в общей сложности они получили 37 жалоб от заключенных Алексеевской колонии. Однако, следователи ГБР так и не нашли виновных в избиениях и пытках.

«Дело, по поводу которого проводились слушания в комитете Верховной Рады Украины, было обращение в международные органы по правам человека, состоялся визит в Украину делегации Европейского комитета по предотвращению пыток, было закрыто даже без выполнения процессуальных требований направления копии постановления о закрытии производства прокурору, не говоря уже о потерпевших или их адвокатах. Нетрудно представить, каким образом прокуроры ОГП осуществляли «процессуальное руководство досудебным расследованием» или «проверку законности принятого решения»», — сказано в докладе ХПГ о событиях в колонии №25.

В действиях следователей ГБР, проводивших расследование, а также осуществлявших надзор за следствием прокуроров Офиса Генпрокурора правозащитники усматривают признаки уголовного правонарушения.

«По меньшей мере, это служебная халатность, приведшая к тому, что лица, совершившие преступление, избежали наказания. Это преступная бездеятельность», — говорит адвокат одного из пострадавших от пыток в Алексеевской колонии Геннадий Токарев.

С его точки зрения такой «стиль расследования» преступлений, совершенных внутри правоохранительной системы, вообще характерен для правоохранительных органов.

«По моему мнению, следователи специально не расследовали дело», — считает адвокат. Также он предполагает, что «у следователей мог быть какой-то интерес, чтобы закончить это расследование таким образом».

Это обидно, поскольку с точки зрения правозащитников именно в этом случае «были очень благоприятные обстоятельства, чтобы провести расследование и найти виновных».

После обращения адвокатов потерпевших в Офис Генпрокурора, а затем и в Печерский суд Киева дело о пытках в Алексеевской колонии было снова открыто, однако бездеятельность следователей и прокуроров никто расследовать не собирается – говорят, нет оснований. Да и вновь открытое уголовное производство вряд ли приведет к каким-либо результатам, поскольку из-за той самой незамечаемой правоохранителями бездеятельности уже истек максимальный срок досудебного расследования в производстве, в котором ни одному лицу не было предъявлено подозрение.

Видимо, дальше свое слово может сказать Европейский суд по правам человека, куда адвокаты пострадавших намерены обратиться, однако, дело в том, что многие запуганные и забитые жертвы этого преступления уже давно забрали свои заявления и отказались от жалоб – жизнь дороже.

Как сообщал Харків Times, в январе 2020 года Украину всколыхнула информация о массовых пытках и избиениях в харьковском учреждении исполнения наказания «Алексеевская исправительная колония №25». Пытаясь помещать жертвам жаловаться, руководство колонии заявило о подготовке заключенными бунта и ввело на территорию учреждения спецназ. В колонии препятствовали встречам заключенных со адвокатами, помощниками народных депутатов и правозащитниками.

10 января 2020 года ХПГ подала заявления о преступлениях, совершенных в 25-й колонии, в Государственное бюро расследований и Генеральную прокуратуру Украины.

Прокуроры Офиса Генерального прокурора внесли сведения в Единый реестр досудебных расследований по признакам уголовных преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 127 (пытки, совершенные повторно, по предварительному сговору группой лиц), ч. 2 ст. 365 (превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа с применением насилия или угрозой применения насилия), ч. 1 ст. 172 (грубое нарушение законодательства о труде) Уголовного кодекса. Досудебное расследование было поручено территориальному управлению ГБР в г. Полтава.

В начале февраля 2020 года председатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров заявил журналистам, что, по имеющимся у правозащитников данным, работники Алексеевской колонии (№25) запугивают заключенных, заставляя их отказаться от показаний об избиении и пытках.

В докладе Правительству Украины делегации Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказаний, посетившей Украину 4 — 13 августа 2020 года, указывалось, что после смены руководства в начале года в Алексеевской колонии прекратились избиения заключенных и другие тяжелые формы жестокого обращения со стороны сотрудников колонии и «дневальных». При этом в учреждении осталась широко распространенная практика психологического давления на заключенных (например, для предотвращения представления ими жалоб во внешние органы), а также общая атмосфера страха.