Что случилось в Алексеевской колонии №25 в Харькове? — версия правозащитников

Фото: khpg.org

Алексеевская исправительная колония (ИК) №25 считается образцовой. Здесь идеальная чистота, хорошие условия проживания, зимний сад, зоопарк, в котором даже есть аллигатор, оборудованный клуб, церковь. Постоянная работа, утверждают, что по сравнению с другими ИК — высокая зарплата. Однако осужденные как огня боятся попасть сюда и даже совершают членовредительство, лишь бы этого не произошло, пишет Информационный портал Харьковской правозащитной группы.

«Примерная» колония считается самой страшной в Украине. Здесь малейшее проявление несогласия с чем-либо наказывалось жестокими пытками, здесь невозможно пожаловаться ни на что. Полная зависимость от администрации, тяжелая изнурительная работа в две смены, а иногда даже целые сутки без перерыва приводила к полному истощению. Но главное, что осужденным было трудно выдержать, — постоянные издевательства, которые стали нормой. Эта колония была и рекордсменом в стране по использованию статьи 391 Уголовного кодекса Украины, по которой добавляли срок наказания до 3 лет к основному приговору за злостное неповиновение требованиям администрации — 38 приговоров с 2010 года по 2019 год, из них 6 — максимальный срок наказания, 3 года лишения свободы. Все они — за отказ от уборки камеры. По свидетельствам осужденных, жертв избивали до тех пор, пока они не писали заявления, что они отказываются от уборки.

А вот что нашел Европейский комитет по предупреждению пыток (отрывок из доклада правительству о визите с 1 по 10 декабря 2012 года):

«16 Также источником серьезной обеспокоенности Комитета является ситуация с осужденными в исправительной колонии № 25 в Харькове. Из того, что стало известно делегации, четко следует вывод о том, что ненадлежащее обращение с осужденными мужчинами со стороны сотрудников или осужденных, которым отводится роль помощников пенитенциарного персонала, было далеко не редкостью. Кроме того, множество заявлений о ненадлежащем обращении, полученных от осужденных, содержавшихся или уже освободившихся из колонии № 25, говорят об обращении такой степени строгости, что оно может рассматриваться как пытки (например, тяжелые избиения, часто в сочетании с обливанием осужденных водой под давлением из брандспойта или когда заключенный одет в смирительную рубашку; погружение головы в воду до состояния удушья, применение наручников, по которым потом бьют молотком, чтобы заставить их подняться к предплечью; сексуальное насилие, подстрекаемое персоналом). Упоминавшееся ненадлежащее обращение, в основном, как указывалось, осуществлялось в кабинетах оперативных сотрудников (которые расположены в административном здании) или в помещениях для заключенных, занятых хозяйственным обслуживанием дисциплинарных изоляторов и помещений камерного типа (ДИЗО / ПКТ), или в первом прогулочном дворике при ДИЗО / ПКТ (где, как утверждалось, громко включалось радио, чтобы заглушить крики тех, кто подвергался ненадлежащему обращению)…

Особое беспокойство вызывают жалобы нескольких осужденных, согласно которым они были специально проинструктированы сотрудниками для нападения или чрезмерного давления на других осужденных. В отношении этих осужденных, как утверждалось, была угроза, что в случае отказа от выполнения инструкций персонала, они потеряют шансы на условно-досрочное освобождение, останутся незащищенными от нападения осужденных, которые, возможно, захотят причинить им вред, и / или будут убиты персоналом. В одном случае упомянут осужденный, у которого, как утверждалось, была предварительная договоренность с персоналом о нападении на другого заключенного в обмен на его перевод в другое пенитенциарное учреждение».

Подробнее об издевательствах над осужденными в колонии №25 можно узнать из двух книг, которые были опубликованы издательством «Права человека»: «Оставь надежду всяк сюда входящий» и «Украинский ГУЛАГ».

События декабря 2019 года

В начале декабря Государственное бюро расследований предъявило подозрение одному из заместителей начальника ИК №25 в злоупотреблении служебным положением, которое заключалось в причастности к перепродаже продуктов питания, которые закупались для колонии за бюджетные средства. Суд избрал для него меру пресечения — содержание под стражей.

6 декабря в колонии побывал с мониторинговым визитом помощник народного депутата и адвокат ХПГ Владимир Глущенко с мониторами-журналистами ХПГ. Как всегда в 25-й колонии, ни одной жалобы от осужденных не было. Интересно, что, когда мониторы около 12:00 посетили палаты санитарной части, где находились осужденные, все делали вид, что крепко спят. Единственный, кто не спал, сообщил, что лечение проходит хорошо, все лекарства имеются в наличии, никаких претензий нет. Однако было заметно, что в палату перед мониторами забежал так называемый «дневальный» (добровольный помощник администрации). При этом заведующий медицинской частью говорил, что некоторых лекарств не хватает.

Источник в колонии сообщил, что в конце декабря (якобы 27 декабря) было предъявлено подозрение начальнику ИК №25, причины и сущность его неизвестны. Его отстранили от работы и назначили и.о. начальника колонии первого заместителя начальника. В канун нового года новый и.о. начальника приезжал в колонию уладить конфликт между добровольными помощниками администрации и бригадирами. Якобы бригадиры возмущались требованием значительных средств помощниками за условно-досрочное освобождение. Новый руководитель колонии пообещал прекратить вымогательство, перевел главного добровольного помощника Шаповалова по прозвищу «Шульц» в колонию №100, двух других помощников поместил в ДИЗО. Вся информация, изложенная в этом абзаце, должна быть проверена, поскольку эти данные только из одного источника.

События 3 января

2 января адвокат ХПГ Геннадий Токарев приехал в ИК №25 для встречи со своим клиентом. Оказалось, что осужденные хотят рассказывать о незаконных действиях администрации и свои страданиях от этих действий. Поэтому 3 января в колонию приехали с мониторинговым визитом три работника ХПГ — помощник народного депутата Владимир Глущенко и адвокаты Геннадий Токарев и Тамила Беспалая. Все они также являются авторами сайтов и изданий ХПГ. В этот день они успели принять только 21 осужденного, выслушать их и получить письменные заявления. Многие осужденные, которые хотели дать показания, не успели это сделать, и работники ХПГ пообещали приехать после рождественских праздников.

Большинство из осужденных жаловалась на жестокое обращение различными способами, которое часто достигало уровня пыток: били по разным частям тела, привязывали скотчем к кровати, душили с помощью пакета на голове, делали «растяжку», пытали электрическим током и тому подобное.

Осужденному М. наносили удары руками и ногами по всему телу, выкручивали руки, после чего связали ноги и руки скотчем, ремнем привязали к кушетке так, чтобы едва мог дышать, сверху полностью замотали скотчем, в рот поместили кляп, на голову одели две шапки и держали семь дней в таком состоянии. Все это время его не кормили, только давали чай. В туалет он ходил под себя, от чего у него загноились ноги и ягодицы, а когда его развязали, то на этих местах была куча червей, которые ели мертвую плоть. После этого М. сказали, что если он расскажет об этом, то умрет в колонии от сердечной недостаточности.

Осужденному Т. связали руки скотчем, заткнули рот мокрой тряпкой, били по ребрам и почкам, пока он не потерял сознание, и так повторялось несколько раз. После этого засунули деревянную палку в анальное отверстие. Такие пытки повторялись и в дальнейшем. В частности, Т. по указанию администрации жестоко избили два добровольных помощника администрации, в результате чего он совершил попытку суицида.

Осужденного П. раздевали догола, заворачивали скотчем руки, оперативник садился на спину, на голову надевали пакет с мокрой футболкой, били по голове, жгли газету на ягодицах, запихивали палку в презервативе в анальное отверстие.

Осужденному К. связали руки скотчем и ударили в живот. Когда он упал после удара, его начали бить руками, ногами и битой, били около 20 минут. Затем оперативник сел ему на спину, а руки завел над головой таким образом, что руки достали до пола. В это время осужденный почувствовал хруст и нестерпимую боль. То есть, К. причинили травму руки, следы которой остались у последнего до сих пор. После всего, осужденного заставили весь день подметать аллею. Издевательства в отношении К. происходят чуть ли не каждый день и даже несколько раз в день.

По словам всех жертв пыток, проводились они под руководством оперуполномоченного Гарькавого С.С., иногда в этом участвовали осужденные — добровольные помощники администрации.

Причины таких действий — вымогательство средств (тем, кого пытали, давали телефоны, чтобы они позвонили своим родным с просьбой перевести средства на определенные банковские карты), принуждение к вымогательству средств у других осужденных, найденный мобильный телефон, отказ становиться добровольным помощником администрации, этническое происхождение и другие.

Осужденные также жаловались на доведение до самоубийства, отсутствие лечения, неадекватную труду зарплату, вымогательство средств у родственников, вымогательство денежных средств за условно-досрочное освобождение и прочее.

Работники администрации были в этот день необычно вежливыми, называли осужденных по имени и отчеству.

События 4-10 января

По сообщению источника, в выходные Станислав Гарькавый был уволен. Только что назначенный и.о. начальника колонии был переведен на должность первого заместителя начальника ИК №18, а первый заместитель начальника 18-й колонии был переведен на такую же должность в колонии №25. Эти данные необходимо проверять.

В 3 часа ночи 8 января бойцы ГБР (группы быстрого реагирования — ХарківTimes) в масках в полном боевом снаряжении вытащили неодетых осужденных, в одних трусах, в штаб, положили лицом в пол, завели руки за спину и надели наручники или связали и заставили ползти на животе по лестнице на более высокие этажи — второй, третий и четвертый. Некоторых при этом жестоко били. В таком состоянии осужденных продержали с 3:00 ночи до обеда. По данным источника, били в первую очередь тех, кто жаловался работникам ХПГ 3 января. 22 осужденных заставили написать объяснительные записки, что они препятствовали обыску, и поэтому против них была применена физическая сила и спецсредства. После этого этих осужденных перевели в другие харьковские колонии. Однако в медицинской части колонии осталось много избитых.

Приведенная информация нуждается в проверке и уточнении.

9 января мониторинговая группа ХПГ и помощник народного депутата журналист Влад Сидоренко безуспешно пытались попасть в ИК №25 для проведения мониторингового визита. Не пустили правозащитников ХПГ с мониторинговым визитом и 10 января в колонию №43, где они пытались провести осмотр и фиксирование телесных повреждений осужденных, переведенных из ИК №25.

Администрация ДКИС Украины охарактеризовала эти события следующим образом:

«По имеющейся оперативной информации группа осужденных негативной направленности, отбывающих наказание в государственном учреждении «Алексеевская исправительная колония (№ 25» (далее — учреждение), в ближайшее время планировали осуществить мероприятия, направленные на совершение групповых противоправных действий со стороны осужденных, дестабилизацию оперативной обстановки в указанном учреждении, в том числе с помощью криминалитета с воли, а также отдельных связанных с криминалитетом организаций.

08.01.2020 с целью выявления и изъятия запрещенных для использования осужденными предметов, изделий и вещей, а также выявления признаков совершения других противоправных действий и преступлений, в учреждении был организован и проведен общий обыск с привлечением дополнительных сил и средств из других учреждений межрегионального управления, в т.ч. групп быстрого реагирования и территориального военизированного формирования.

В ходе проведения обыска был обнаружен и изъят ряд запрещенных предметов, в т.ч. три мобильных телефона.

В связи с групповыми противоправными действиями, оказанием физического сопротивления персоналу и невыполнением законных его требований, препятствием проведению обыска, проявлениями буйства, к отдельным осужденным была применена физическая сила и специальные средства — наручники. После применения физической силы и специальных средств осужденные были осмотрены медицинскими работниками. Состояние их здоровья удовлетворительное.

Учитывая случай группового неповиновения, руководствуясь требованиями статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Украины и Правил внутреннего распорядка учреждений исполнения наказаний, утвержденных приказом Министерства юстиции Украины от 28.08.2018 № 2823/5, в учреждении согласно приказу начальника Северо-Восточного межрегионального управления по вопросам исполнения уголовных наказаний и пробации введен режим особых условий с 08 января 2020 года, во время которого усиливается охрана, надзор за осужденными, осуществляются другие дополнительные режимные мероприятия».

«Все, что мы знаем о ВК №25 и последние события в ней, противоречит такому взгляду. Никакого бунта в колонии не было и не готовилось. Создается впечатление, что действия ДКВС продиктованы желанием закрыть рот тем, кто жаловался и не допустить проведения расследования по этим жалобам», — заявляют правозащитники.

10 января ХПГ подала заявления о преступлениях, совершенных в 25-й колонии, в Государственное бюро расследований и Генеральную прокуратуру Украины.