Первым об этих двух квартирах — №35 по улице Шариковой, 52 и №90 по улице Луи Пастера, 320 — написал в Facebook и заявил в полицию харьковчанин Алексей Синицын.
«Оказывается, квартирный вопрос испортил не только москвичей», — написал Синицын.
Журналистам Алексей рассказал, что, например, в квартире на Луи Пастера зарегистрированы 217 жителей, что составляет 10% всех избирателей избирательного участка №631579 (172 избирательный округ), расположенного в помещении гимназии №163. Мужчина контролирует эту ситуацию, ведь неизвестно, сколько еще существует таким «резиновых» квартир: «Участков в нашей области 1,5 тысячи — обычных плюс 50 спецучастков: в больницах, различных лечебных учреждениях, где людей зарегистрируют, пропишут сейчас и так же они пойдут и отдадут свой голос … В принципе, известно, в чьих руках находится реестр, и понятно, в чью пользу люди отдадут свой голос», — говорит он.
В этой небольшой однокомнатной квартире проживает семья Зайончковских — муж и жена. По утверждению Виталия Зайончковского, они подписали договор о пожизненном содержании с Центром помощи и социальной защиты пенсионеров. Согласно договору, пенсионеры передали квартиру в собственность Центра, однако пока они живы — проживают здесь, а Центр платит за них коммунальные, социальные и другие услуги. Зайончковский предполагает: прописать всех людей в квартире мог директор центра. «Он прописал без нашего ведома. Сейчас возникает проблема. Я ничего не знал, до сих пор не понимаю, как так сложилось. К нам то банки приходят, то военкоматы, то полиция», — жалуется пожилой мужчина.
А с жителем квартиры на ул. Шариковой, 52 журналисты пообщаться вообще не могли — оказалось, что этот человек болен, соседи говорят, что у него шизофрения. С людьми в таком состоянии представители СМИ не имеют права общаться в отсутствии опекуна.
«В 35-й квартире проживает один единственный человек: Белов Вячеслав. Он обычный, но больной немножко. На группе человек. Больше я никогда никого не видела, только приходят счета из банков, алиментщиков ищут, вот принесли нам приглашение на выборы: 187 человек прописано. Кто прописывает — не понятно», — рассказала консьержка в подъезде, но называть свое имя не захотела.
Однако на участке №631579 нам подтвердили: в этой квартире действительно зарегистрировано 187 избирателей.
«Из года в год. Значит, там есть бизнес. Некий бизнесмен, не знаю, какой, прописывает людей на одном адресе. Из года в год, из выборов в выборы эта ситуация продолжается. Мы действуем в рамках действующего законодательства», — рассказал председатель участковой комиссии, Михаил Сытник. Он подтвердил, что и в этом году люди, прописанные по этому адресу, смогут проголосовать, если придут на избирательный участок. «Конечно. В рамках законодательства мы обязаны предоставить им возможность проголосовать. Однако в моей практике такая ситуация случается впервые», — говорит Сытник.
Как выяснилось, действительно, согласно действующему законодательству, в квартире могут быть зарегистрированы сколько угодно людей.
«В связи с тем, что у нас конституционным судом 14 августа 2001 был отменен институт прописки, у нас был принят ряд нормативных актов, которые установили институт регистрации правил места жительства. И именно этот институт не предусматривает никаких ограничений по регистрации в квартире любого количества человек», — говорит юрист Олег Головков. По его словам, нет никаких ограничений, или зависимости количества прописанных людей от размера жилой площади. «Отсутствуют санитарно — технические ограничения по количеству человек. Необходимо в данном случае лишь волеизъявление лица, желающего зарегистрироваться и волеизъявления лица, являющегося собственником этого помещения», — говорит Головков.
Но, по его мнению, эта ситуация больше похожа не на избирательные махинации с голосами, а на отдельный «бизнес». Это — квартиры массовой регистрации лиц, проживающих на неподконтрольных Украине территориях и желающих получать Украинскую пенсию.
«Эти люди регистрируются, указывают, что они являются временно перемещенными лицами, и с этого момента они получают право на пенсии. Лица, которые получают карточки банковские, получают денежные средства, перевозят их на ту территорию, раздают их лицам, здесь зарегистрированным. Люди зарабатывают, во первых, на самом факте регистрации, а также на том, что они получают денежные средства в банкоматах и эти средства перевозят и передают тем, кого тут зарегистрировали. Там есть соответствующие процентные ставки в отношении лиц, перевозящих. Иногда сумма такого заработка составляет 25 — 30 процентов «, — рассказал юрист. Однако, на территориях так называемых «ДНР/ЛНР» нет реестра погибших граждан, поэтому «бизнесмены» могут забирать себе пенсии, которые приходят на карточки уже умерших людей.
Правоохранители уже внесли информацию о выявленных «нехороших квартирах» в Единый реестр досудебных расследований по ч. 1 ст. 366 Уголовного кодекса (служебный подлог).