Уничтожение нашего наследия – это также часть геноцида нашего народа – архитектор Екатерина Кублицкая

Фото: mykharkov.info

Лауреат госпремии в области архитектуры, архитектор, реставратор, член ряда общественных и инициативных объединений Екатерина Кублицкая обратилась к мэру Харькова Игорю Терехову со своими замечаниями и соображениями относительного предстоящего восстановления нашего города.

В свете многих в последние дни заявлений городских властей о том, что над будущим видом нашего достаточно разрушенного российскими обстрелами города уже работают архитекторы и строители, аргументированная и взвешенная позиция Кублицкой показалась Харків Times достаточно верной. Мы публикуем ее обращение без купюр или комментариев.

Уважаемый господин Игорь Александрович!

Что касается видения будущего нашего города.

Уже несколько дней информационное пространство буквально гудит от новости, что Норман Роберт Фостер будет участвовать в восстановлении архитектурного Харькова. Среди прочего прозвучала сентенция относительно изменения взгляда на многие вещи и нахождения единого архитектурного ансамбля. Также было отмечено, что необходимо сохранить изюминку нашего известного архитектора Алексея Бекетова. Еще я обратила внимание на такой момент, что у города уже есть понимание, какие кварталы необходимо восстанавливать, есть планирование города. И прозвучала сентенция о том, что разрушены основные здания и есть желание немного изменить архитектурный образ города.

Это заявление очень взволновало общественность и профессиональное сообщество. Вызвала как положительные, так и отрицательные эмоции.

Я со своей стороны очень осторожно отношусь к этим сентенциям по отношению к нашему Городу.

Итак!

Хочу отметить следующее:

1) Пригласить в город иностранных архитекторов – это хорошо!

2) Ввести изменения в городе, исходя из ситуации, которая складывалась и сложилась — это хорошо!

3) Указать, что у Харькова есть «изюминка» – это хорошо, но! Сбивает с толку именно такая формулировка и высвечивание только одного архитектора. Харьков — это город, который имеет достаточно интересную историю развития, которая и повлияла на формирование его архитектурного вида. Того, который идентифицируется именно с нашим любимым городом! У нас есть примеры архитектуры барокко, классицизма, индустриальной кирпичной архитектуры и ее влияние на общественную и жилую застройку (ред брик), эклектика и неостили, модерн (причем многими специалистами этот модерн идентифицируется как Харьковский модерн), национальный стиль — Украинский модерн (появившийся именно на востоке нашей страны, и в Харькове в том числе), конструктивизм (!) — кто не знает наш Госпром и район Загоспромье и комплексы зданий жилых и медицинских учреждений, вошедшие в учебники по истории архитектуры (мировые) . Межвоенный модернизм и поисковая архитектура этого периода. Соцреализм с ярко выраженными элементами украинского барокко и украинскими культурными кодами. Здания второй волны модернизма (послевоенного). Все это также является «изюминкой» города. Его контекстом, его душой!

В городе около 1000 объектов культурного наследия, в том числе как местного значения, так и мирового.

Харьков имеет статус — официально определенный статус исторического города.

Все это оказывает существенное влияние на формирование концепции восстановления и отстраивания города.

Нужно очень осторожно говорить о изменении…

4) Нельзя давать одному лицу формировать новый вид города и перестройку. Это очень серьезный и сложный междисциплинарный процесс.

Сейчас у нас действительно уникальный шанс перепрограммировать город — замиксовать старинное и новейшее, технологичное, сделать доступное и безопасное. Коммерчески успешное. Это мечта всех нас!

Однако этот процесс должен проходить по достаточно определенному сценарию. Путем исследований – профессиональных, междисциплинарных (экономисты, маркетологи, социологи, культурологи, экологи, инженеры, спасатели и оборона, архитекторы, урбанисты, реставраторы, здравоохранение). После обустройства очереди круглых слов для обсуждения потребностей общества, бизнеса, муниципалитета. И только на этом этапе у нас появляется видение восстановленного и отстраиваемого города. Создается задание на проектирование. А дальше… нам нужно профессиональное разнообразие: приглашенные иностранные архитекторы, приглашенные местные архитекторы, объявления архитектурных конкурсов (международных и внутренних). Все это значительно и положительно отразится на качестве продукта, который будут демонстрировать специалисты.

5) Сентенция о разрушенных основных зданиях — подавляющее большинство основных зданий (административных) являются памятниками архитектуры. Они в том числе являются теми же изюминками, которые формируют наш всеми любимый город. Их можно модернизировать, но это все равно должна быть реставрация.

Прошу понять меня правильно – я за новое, город должен развиваться и миксоваться. Однако мы должны сохранить наше наследие! Это наш генетический код! И если мы начнем менять, сносить, забывать – то врагу удалось начатое. Уничтожение нашего наследия – это также часть геноцида нашего народа, и восстановление (именно восстановление) – это политический ход и демонстрация крепкой связи поколений! Это строили наши родители, деды прадеды и так далее! Это очень важно! Это формирует нас, как жителей нашего города – самого красивого города в мире (мы же все это признаем?) Харьков течет в наших жилах, и мы узнаем друг друга по всему миру!

6) Центральный исторический ареал. У города сложная история обращения с этой территорией. Многие вопросы и скандалы были перед войной. Сейчас появился шанс сделать все лучше и правильнее. Причем правильнее — с точки зрения уважения к городу в историческом контексте. Контексты наследия – это то, что нам досталось от предков и то, что мы должны сохранить и передать потомкам. Это чувство гордости за то, что это наш волшебный город.

7) Новый архитектурный облик. Крутая идея! Нуждается в некоторой корректировке — не стоит говорить о едином архитектурном ансамбле. Это может завести нас в стильный диктат и приведет к тупику. В разнообразии наша сила и гармония. Должна быть система границ, за которые нельзя будет выходить, и свобода стиля. Природа разнообразна и гармонична – такими станем и мы. Такой подход будет интересен и инвесторам.

И в заключение.

Относительно обсуждений, круглых столов, сбора стейкхолдеров, специалистов — готова помочь. И думаю все профессиональное сообщество готово помочь. У всех нас есть прочные профессиональные связи в разных областях, как в стране, так и на западе — мы все готовы помочь и организовать обсуждение и исследования.

Сейчас многие крутые специалисты-харьковчане в городе из своих убежищ уже размышляют и анализируют, что и как. Многие крутые специалисты-харьковчане по миру так же размышляют и анализируют. И все они готовы! Готовы работать на наше будущее. Готовы создавать профессиональные группы, в составе которых будут и местные, и иностранные специалисты.

Так что, господин голова, давайте работать вместе, как Вы отмечали в течение всей этой войны в своих ежедневных обращениях: «Мы вместе! Мы Харьковчане!»

Давайте уже сейчас подготовим основу для предстоящей большой работы по восстановлению и обновлению нашего любимого города и с радостью будем встречать иностранных и наших архитекторов.

С уважением, Екатерина

Как сообщал Харків Times, городские власти Харькова заявили, что легенда британской и мировой архитектуры, лауреат Императорской и Притцкеровской премий Норман Роберт Фостер «согласился помочь» восстанавливать наш город.