Все на больничном, а Кучер не виноват

Фото: Олексій Кучер/Facebook

Ситуация вокруг Харьковской областной клинической инфекционной больницы уже становится абсурдной. Вчера, 26 мая, глава Харьковской областной государственной администрации Алексей Кучер заявил журналистам на брифинге, что не видит в этом своей вины, возложив ее поровну на руководство больницы и профильный департамент возглавляемой им администрации. Ближе к вечеру в Facebook появилось девятистраничное письмо работников больницы министру здравоохранения с жалобами на дефицит персонала, препаратов для лечения, перегруженность больницы и непонимание со стороны местных властей. Медики просили министра не переадресовывать свое послание в обладминистрацию, подчеркнув, что «разуверились в действенности и адекватности местной власти».

В довершение всего оказалось, что и главврач инфекционки Павел Нартов, и директор Департамента здравоохранения ОГА Вадим Иванников находятся на больничном. Нартов попал в число 20 медработников областной инфекционной больницы, болеющих СOVID-19. Чем так вовремя заболел Иванников, остается неизвестным. Но поневоле вспоминается мартовская ситуация, когда глава департамента в прошлый раз «не справился с задачами» и губернатор громко решил его уволить. Распоряжение Кучера об увольнении руководителя облздрава было отменено именно потому, что тот пребывал на больничном.

Сегодня, 27 мая, Павел Нартов из больничного окна озвучил журналистам свою позицию. Прежде всего, речь шла о том, куда, собственно, делись (и делись ли?) деньги, которые были выделены больнице на закупку тех самых медикаментов, которые, судя по информации из соцсетей, закупают на самом деле родственники больных.

По словам Нартова, пресловутые 1,5 миллиона неистраченных гривен, озвученные накануне губернатором, — это бюджетные средства, рассчитанные на девять месяцев. Они действительно поступили на счет больницы, но теперь требуется заключить договора с поставщиками и закупить лекарства, согласно законных процедур, а это тоже требует немалого времени.

«Там деньги заходят, которые вообще по бюджету. По бюджету нам на девять месяцев зашло, например, 1,5 млн. И мы должны их распределять ежемесячно. В некоторых случаях заходит дополнительно на лекарственные препараты. Мы их тратим сразу же, как они поступают к нам. Мы вкладываем договоры и в процессе самой процедуры ждем, когда поступят к нам лекарственные средства. В среднем от десяти дней до двух-трех недель, а может, даже, месяца», — оправдывается Нартов. Он заявил, что больница готовит «пояснительную записку», в которой детально обоснует все этапы закупок, через которые проходит медучреждение. Главврач утверждает, что все необходимые документы и обоснования «есть в бухгалтерии».

Что касается директора Департамента здравоохранения ХОГА, он для прессы недоступен, поскольку как раз нездоров, а получить комментарий у его заместителя Геннадия Бондарчука наши коллеги из UA: Харків не смогли.

«Я ничего не буду комментировать. К председателю — все вопросы к нему. Он, наверное, лучше знает, как работает департамент, как работает система здравоохранения. Я ничего не буду комментировать», — заявил журналистам Бондарчук.

Если же послушать Кучера, виноваты в ситуации, сложившейся вокруг инфекционной больницы, в равной мере лечебное учреждение и профильный департамент, а по сути — лично Нартов и Иванников. По словам губернатора, именно это и показала назначенная обладминистрацией проверка.

«Кто же виноват в том, что происходит, в этой напряженности? Моя уверенность 100-процентная, что виноваты обе стороны. Обе. Там есть уже и личные отношения, и, собственно, этот взрыв произошел на почве личных отношений на самом деле. Отсутствие коммуникации и прочее», — заявил Кучер на вчерашнем брифинге.

Из уст руководителя второго по величине и значению региона страны в период борьбы с пандемией это звучит… ну, по меньшей мере, странно. Тем более, что с себя какую-либо вину Алексей Кучер категорически снимает.

«Я не должен так углубляться в эти процессы. Есть вертикаль, и у каждого есть свои подчиненные, которые должны отвечать за те решения в рамках своей компетенции… Я не могу контролировать каждое лицо лично. Это мы сейчас до абсурда доведем», — обижался губернатор на вчерашнем брифинге.

Однако, складывается ощущение, что до абсурда ситуация с медициной в регионе дошла уже давно. С самого начала карантинных мер медики жалуются на нехватку или полное отсутствие средств индивидуальной защиты и медикаментов, нехватку кадров и запредельную нагрузку, волонтеры бьют тревогу и из последних сил пытаются «закрыть бреши», звучат обвинения в адрес вполне конкретных чиновников от медицины, родственники больных платят свои деньги за медикаменты по выданным в больницах длиннейшим спискам. Как при этом реагирует абсолютно невинный губернатор? Неоднократно рапортует о том, что во вверенном его попечению регионе все в порядке. Игнорирует жалобы общественности на медицинское начальство и наказание протестующих. И винит в создавшейся ситуации в том числе СМИ, «не разобравшиеся» ни с протестами медиков, ни с нехваткой СИЗ, ни даже с продажей губернатором квартиры.

Между тем, как сообщают Харків Times источники среди медработников, медики региона испытывают «беспрецедентное давление» со стороны начальства и властных структур. И то, что среди работников скорой помощи нашлось лишь три человека, согласившихся на камеры заявить о проблемах, на наш взгляд, является свидетельством именно такого давления. О давлении на рядовых медработников заявляют и волонтеры, но губернатор просто отметает эти свидетельства, утверждая, что «искусственно созданные проблемы» раздувают «манипуляторы» и «так называемые активисты, которые неизвестно, за какой счет существуют». А прессу призывает «добавить позитива» — в частности, уже больше недели вспоминает в качестве этого позитива то, что «Харьковская область первая подписала договор с НСЗУ». Видимо, других позитивных новостей в области, увы, не наблюдается.

И последнее. 9 апреля 2020 года Алексей Кучер собственной рукой подписывал распоряжение №168 о распределении обязанностей внутри Харьковской областной государственной администрации. В нем черным по белому значится, что председатель должен «направлять и координировать деятельность… руководителей структурных подразделений областной государственной администрации». Возможно, Алексей Кучер открыл для себя секрет того, как можно «направлять и координировать», но при этом «не углубляться». Тем более — в проблемы медицинской отрасли региона во время борьбы с пандемией. Мы такого секрета не знаем.

Мария Коротаева