Нацполиция сообщила подозрение 10 участникам преступной организации служащих Укрзализныци, которые организовали масштабную схему поборов на поездах международного сообщения.
Об этом Харків Times сообщили в пресс-службах Нацполиции и Офиса генерального прокурора.
По данным следствия, организовал криминальные схемы председатель Первичной профсоюзной организации Вагонного участка станции Киев-Пассажирский филиала «Пассажирская компания». Для этого он подобрал команду из числа руководства и должностных лиц возглавляемого им ранее производственного подразделения станции — заместителя начальника участка, инструкторов поездных бригад и начальников поездов международного сообщения. Председатель профсоюза лично согласовывал кандидатов на должности начальников поездов и проводников и объяснял «правила игры», а также принимал решение о пролонгации трудовых контрактов. В случае одобрения кандидатур, они обязательно должны были вступить в профсоюз и каждый месяц платить взносы. А это — более 350 тыс. гривен со всех его членов. Если человек не соглашался на эти условия, его «убеждали», не назначали на должность или переводили на другую.
С начала полномасштабной войны России против Украины и закрытия неба, спрос на железнодорожные билеты вырос в разы, особенно международного сообщения, где он составляет 60 пассажиров на одно место. Пользуясь ажиотажем на билеты в Варшаву, Будапешт-Вену, Перемышль, Хелм, Кишинев и Западного следования, дельцы ввели несколько криминальных схем.
Согласно первой схеме, проводники продавали пассажирам места в служебных купе и купе отдыха проводников, которые не реализуются в системе продажи билетов, а также свободные места. Реализовывали их по цене 300-500 евро за один билет на поезд Киев-Варшава при официальной стоимости в 3700 грн. Деньги пассажиры платили «на руки» начальникам поездов или проводникам международного направления.
Согласно второй схеме, ее участники до даты отправления выкупали билеты на свободные места и накануне отправления рейсов реализовывали пассажирам по ценам вдвое-втрое выше официальной стоимости. В этих билетах данные пассажиров не соответствовали указанным в бланке проездного документа и в системе продажи билетов. Им так же не выписывали квитанции, как того предусматривают правила перевозки Укрзализныци. Эта схема действовала до введения «Укрзализныцей» системы верификации пассажиров через Дія.Підпис.
Правоохранители задокументировали деятельность этих схем в течение января — июня 2024 года. По таким схемам продавали билеты на поезда Киев-Варшава, Киев-Хелм, Днепр-Киев-Хелм-Киев-Днепр, Киев-Перемышль, Киев-Кишинев, а также другие поезда международного сообщения. С каждого рейса руководитель поезда должен был занести «кассу» — от 2000 гривен с маршрута по Украине и от 2000 до 5000 евро с самых популярных зарубежных сообщений. Только за шесть месяцев 2024 года по схеме «перевозки пассажиров» АО «Укрзализныця» недополучила более 73 млн грн прибыли, которые «осели» в карманах злоумышленников. Действия подозреваемых приводили к искусственному дефициту проездных билетов в системе свободной продажи. Полученные по таким схемам средства не отражались в финансовой отчетности после выполненных рейсов, а распределялись между всеми участниками. Львиная их доля передавалась по иерархической цепи в преступной организации ее лидеру — председателю профсоюза.
Сейчас 10 участникам преступной организации следователи сообщили о подозрении. В зависимости от роли и участия в преступных схемах их действия квалифицированы согласно ч. 1, 2 и 3 ст. 255 Уголовного кодекса (создание, руководство преступным сообществом или преступной организацией, а также участие в ней), а также ч. 1 и 2 ст. 364 (злоупотребление властью или служебным положением).
В ходе более 80 обысков правоохранители изъяли денег в национальной и иностранной валюте на сумму почти 5 млн гривен, автомобили, черновые записи, документацию, телефоны и тому подобное.
Продолжаются следственные действия по объявлению подозрений другим членам преступной группировки. Решается вопрос об избрании подозреваемым меры пресечения. Продолжаются дальнейшие мероприятия по сбору доказательной базы, чтобы все причастные к криминальным схемам понесли ответственность в соответствии с действующим законодательством.