Харьковский городской совет на своей сессии 19 августа решил осуществить в 2024 году местное заимствование на сумму до 15 млн евро с целью приобретения 30 электробусов.
Об этом Харків Times узнал из текста решения сессии.
Заимствование осуществляется путем привлечения заемных средств в соответствии с Финансовым соглашением «Городской общественный транспорт Украины II» между Украиной и Европейским инвестиционным банком, ратифицированным Законом Украины от 17 февраля 2022 года № 2066-ІХ, Бюджетным кодексом Украины и распоряжением Кабинета Министров Украины от 25 ноября 2020 года № 1494-р «О привлечении средств займа от Европейского инвестиционного банка для реализации проекта „Городской общественный транспорт Украины II“.
Срок займа составляет до 22 лет для каждого транша, включая льготный период до 5 лет. Процентная ставка определяется банком на дату выборки траншей.
Судя по видеозаписи сессии, которая была предоставлена журналистам пресс-службой горсовета, депутаты проголосовали за этот проект решения единогласно. Никаких вопросов у них не возникло — или детали их в принципе не интересовали, или же они имели возможность получить ответы до сессии. Учитывая, что отдавать этот долг будут харьковчане, причем либо в ситуации войны (не дай Бог, конечно), либо в ситуации тяжелого послевоенного восстановления — было бы неплохо, чтобы городские власти как-то объяснили и нам, чем вызвана острая необходимость такого решения. На сегодня Харків Times не удалось найти ни одного документа, который проливал бы свет на то, каким будет будущее транспортное счастье. На каких маршрутах в городе они будут эксплуатироваться, какие расчеты подтверждают эффективность на них именно такого вида транспорта, почему Харьков решил во время войны стать полем экспериментов за свой счет несмотря на отсутствие опыта эксплуатации электробусов в других городах страны? Сколько будет стоить Харькову построение и дальнейшее содержание соответствующей инфраструктуры — зарядных станций или станции (в зависимости от выбранной схемы питания), мощностей для обслуживания и ремонта машин и т.д. Как эта инфраструктура будет защищена от обстрелов и работать во время блэкаутов? Это только самые очевидные вопросы.
По данным СМИ, наибольшее увлечение идеей перехода на электробусы в городах бывшего СССР имела московская власть — там счет машин идет уже на сотни, при этом была значительно сокращена троллейбусная сеть, и эксперты воспринимают этот опыт весьма критично (впрочем, за последние годы критики стало меньше, потому что в тоталитарном государстве она не приветствуется, скажем так). Экспериментировали с введением электробусов и в других городах страны-агрессора — но гораздо дальше экспериментов там не пошло. В Украине сегодня нет опыта масштабного использования электробусов в городских перевозках — несмотря на громкие заявления, анонсы и проекты.
Ранее Харків Times уже писал в общих чертах о том, какими бывают электробусы и с какими проблемами может быть связана их эксплуатация. Возможно, эта тема требует дальнейшего обсуждения — но пока еще нет данных о планах харьковских руководителей, чтобы об этом говорить предметно. И очень много вопросов к власти.