Что предлагает харьковская власть зарубежным инвесторам как проекты развития города?

Жінка біля непридатного для жила після російських обстрілів будинку на Північній Салтівці,Харків
Жінка біля непридатного для жила після російських обстрілів будинку на Північній Салтівці. Фото: Сергій Бобок / Харків Times

В ходе инвестфорума «Рестарт Харьков», который прошел в Киеве 19 сентября, были представлены «проекты развития города, привлекательные для инвесторов», как указано в сообщении пресс-службы горсовета. В нем же утверждается, что «над созданием нового Генерального плана развития города Харьковский городской совет работает с архитектурным бюро британского архитектора Нормана Фостера. Мероприятия в рамках этого сотрудничества финансирует правительство Германии. А экономическую модель Харькова разрабатывают специалисты из Оксфордского и Гарвардского университетов». «Презентация» сводилась к короткой речи по этому поводу мэра Харькова Игоря Терехова и показу ролика с трехмерными визуализациями проектов. Кроме того, участникам форума раздавали буклеты с кратким описанием проектов и QR-ссылками на файлы с презентациями проектов, выложенные в Google Docs (гиперссылки на них вы можете найти ниже и ознакомиться лично).

Имеют ли эти проекты хоть какое-то отношение к мэтру и его компании или фонду, — остается не совсем понятным. Кроме проекта «Научный квартал», другие представленные проекты не связаны напрямую с тем, что звучало ранее — в контексте сотрудничества группы местных архитекторов с бюро Фостера. Более того, нам не удалось найти в презентационных материалах прямых указаний на авторство проектов. На последней странице буклета указано: «создание объемно-пространственных решений, разработка 3D моделей и концептуальной визуализации проектов — Денис Захаров, Евгений Никитюк, Владимир Матяс, Семен Момот, Евгений Франц». Создается впечатление, что реально речь идет не о проектах, а в лучшем случае об идеях, по которым на скорую руку сделали красивые картинки — хотя мы, конечно, не имеем достаточных оснований утверждать это категорически. «Освящены» ли эти идеи и концепции сэром Фостером — пока неизвестно. В приветствии господина Терехова к участникам форума, которым открывается буклет, указано: «Вместе с британским архитектором Норманом Фостером и его командой мы сосредотачиваемся на создании Генерального плана города. Этот план будет отражать усилия наших специалистов и инновационные идеи, разработанные и предложенные выдающимся архитектором. Мы превращаем эту концепцию в реальность, воплощая конкретные проекты развития современного города». В буклете один разворот посвящен Фостеру и его достижениям, и его фото есть на страницах, где речь идет о «Научном квартале». Все. Кто хочет — может понять, что Фостер имеет какое-то отношение к проектам, о которых идет речь, но это нигде не утверждается.

О чем речь

Семь проектов, которые были представлены на форуме — это не о восстановлении разрушенного жилья, школ, не о системе городского транспорта. Это — большие и амбициозные проекты коммерческой недвижимости, которые должны быть настолько востребованными в истерзанном войной городе, чтобы инвесторам было интересно в них вкладываться, несмотря на постоянную угрозу со стороны агрессора.

Научный квартал площадью около 140 га будет создан на части территории, занимавшей рынок Барабашова (рынок сохранится, но в «модернизированном и компактном варианте»). На освобожденной от торговли территории будут созданы микрорайоны смешанного использования, сочетающие потенциал научных парков и современные подходы для создания жилых районов.

Ключевые заклинания: инновации, технологии и урбанистика. Напрашиваются ассоциации с «Технополисом ХТЗ» от господина Ярославского, который до полномасштабного вторжения также активно упоминал господин Терехов, но сейчас о нем и речи нет…Конкретных цифр также нет, есть абстрактные картинки.

Пригородный вокзал «Левада» объединит транспортный хаб, торгово-развлекательный и культурный центры. Сам железнодорожный вокзал планируют углубить в землю и соединить на одном уровне со станцией метро «Проспект Гагарина». Ориентировочная площадь земельного участка — 6,5 га, общая площадь комплекса — 51,6 тыс. кв. м, из них офисы — 31,1 тыс. кв. м, магазины, кафе, галереи и бутики — 18,4 тыс. кв. м., гостиница — 2 тыс. кв. м. Открытый амфитеатр с мобильной сценой для различных культурных мероприятий. Ориентировочный объем инвестиций — $88 млн.

Ключевые заклинания: транспортный хаб, система эксплуатируемых зеленых кровель, 100% пешеходное пространство с развитой велосипедной инфраструктурой. Вообще-то, относительно пригородного вокзала — то такое. Он был реконструирован перед ЕВРО-2012, и вроде бы выглядит нормально. Но большой земельный участок в центре города, который занимает станция, давно не дает покоя застройщикам. Какие-то фантастические мегапроекты построения там нового делового центра Харькова озвучивались еще во времена господина Кушнарева, но тогда не сложилось. Хорошо, хоть станция где-то остается…

Торговый центр с подземным паркингом возле железнодорожного вокзала «Харьков-Пассажирский». Проект представляет собой современный торговый комплекс с двухуровневым подземным паркингом, который с помощью подземного и надземного пешеходных переходов будет соединен со зданием вокзала, часть площадей которого тоже предлагается присоединить к ТЦ. Ориентировочная площадь земельного участка — 1.8 га, это территория между управлением железной дороги и Полтавским шляхом, где сейчас находится трамвайный круг, «Макдональдс» и различные магазинчики. Трамвайный круг, как можно догадаться по красивым рисункам, будет снесен. Ну, харьковчанам не привыкать, — но оказывается, что и в будущем трамвай будут вырезать. Общая площадь комплекса — 53,3 тыс. кв. м, общая площадь коммерции — 35,2 тыс. кв. м, общая площадь паркинга — 18 тыс. кв. м. На месте нынешней стоянки создадут транспортный хаб, а привокзальную площадь в очередной раз реконструируют — дорожки и газончики перепланируют по-другому. Ориентировочный объем инвестиций — $96 млн.

Ключевые заклинания: современное общественное пространство с развитой пешеходной и велоинфраструктурой.

Реконструкция Лопанской набережной и новые пешеходные улицы. Имеется в виду реконструкция 400 метров променада по правому берегу реки, между Полтавским путем и Купеческим мостом возле Благовещенского собора. Заодно реконструируют Лопанский переулок и прилегающие дворы. На пешеходных улицах предусмотрены места с деревьями и клумбами, места для сидения и прогулок. «Это новое место для проведения фестивалей уличной еды, художественных конкурсов и театральных представлений», — говорится в описании проекта. Все справедливо — после того, как горсовет упорядочил по своему усмотрению уличную еду в сквере «Стрелка» рядом, такое место действительно лишним не будет. Если и его не упорядочат. На пересечении улицы Полтавский Шлях и Лопанской набережной построят трехэтажное здание Арт-галереи площадью 2,1 тыс. кв. м, что позволит проводить выставки молодым художникам и скульпторам. Напомним: ранее они проводили выставки в Муниципальной галерее, которая до сих пор «временно» закрыта. Ориентировочный объем инвестиций — $5 млн.

Новый микрорайон Oleksiivka City площадью 22 га, будет находиться за Окружной дорогой, слева и позади «Эпицентра». Будет состоять из 16 жилых кварталов (очередей), для которых запроектировано три детсада, школа, стадион, офисные и торговые помещения, подземные паркинги и наземные автостоянки. Каждая из очередей будет разрабатываться отдельным архитектурным бюро. пешеходная зона, которая будет включать пешеходную променаду с кафе, площадками для всех видов отдыха, общественными пространствами, которая будет объединять три микрорайонные площади и в дальнейшем соединит микрорайон с берегом Лозовеньковского водохранилища. Общая площадь объектов 201 тыс. кв. м, из них коммерческие помещения — 19 тыс. кв. м, паркинги — 85 тыс. кв. м, школа — 8,5 тыс. кв. м, детский сад — 4 тыс. кв. м. Ориентировочный объем инвестиций — $237,4 млн.

Проект «Смарт сити» — микрорайон с автоматизацией повседневной деятельности, повысит комфорт и безопасность жителей. Ориентировочный объем инвестиций — $22,1 млн.

Интересная деталь: проекты предполагается реализовывать «собственной опытной генподрядной организацией, имеющей опыт строительства крупных проектов и владеющей парком современной строительной техники». То есть: дайте деньги, а мы построим… Кстати, как вы думаете, «опытная организация» — это в данном случае «Авантаж» или «Жилстрой-1»?

Отдельно — проект развития муниципального е-такси. Предлагается закупка 500 электромобилей (470 легковушек и 30 минивэнов) и обустройство 54 зарядных станций. Ориентировочный объем инвестиций — $21,63 млн. Никого же не удивляет желание городских властей прибрать к рукам рынок, который сформирован частным бизнесом и успешно работает даже во время войны? Пожалуй, гораздо интереснее проекта восстановления муниципальной службы «скорой помощи».

Что вообще происходит?

Это проекты не для военного и даже не послевоенного Харькова, откуда предприниматели выводят бизнес, где десятки тысяч людей сегодня остались без жилья, где новые проблемы разрушений и миграции накладываются на старые проблемы изношенной инфраструктуры, аварийного жилья, устаревшей транспортной схемы. Это — параллельная реальность, в которой харьковским бизнесменам не хватает торговых площадей и современных офисов, хипстеры из многочисленных IT- и R&D-компаний, тысячами возвращающихся в город из надоевшей Западной Европы и Западной Украины, страдают без современного продвинутого смарт-жилья, коворкингов и променадов, а Лопань ассоциируется не с грязной водой и комарами, а с неспешными прогулками и художественными мероприятиями…

Мы не будем комментировать все это. Мы просто хотим, чтобы харьковчане смогли сами увидеть, что считает приоритетами сегодня городская власть в нашем городе. И насколько адекватно она понимает реальность и потребности жителей Харькова. Какие-то мегапроекты время от времени возникают, вспомним несколько крупных проектов к ЕВРО, которые так и остались на бумаге, и не только, да и недавние — дорога через Барабашово, развязка возле станции метро «Киевская», горнолыжная трасса на свалке, тоннели под центром города… Но в военные времена такие проекты воспринимаются совсем по-другому.

Так а что же Фостер?

Еще до форума ходили разговоры, что сотрудничество с ним было не то, чтобы сильно плодотворным, и фактически «стало на паузу», если не прекратилось. Знаменитый архитектор не только не приехал на форум лично — но и не выступил онлайн. Как сказал Терехов — потому что находился в США. Как пребывание в США мешает (при желании, конечно) найти 10 минут и связаться онлайн, или даже записать выступление заранее и прислать его организаторам — неясно. Наиболее логичный вариант — Фостеру оно не нужно. Как, возможно, и сам этот проект, о котором было столько пиара от городских властей. Вспомним: ни сам Фостер, ни его сотрудники так и не побывали в Харькове. На форуме от фонда Фостера включился онлайн господин Альберте Сендоя, сопредседатель отдела архитектуры и технологий Фонда, член рабочей группы по разработке концепции генерального плана Харькова. Он рассказал, что с апреля прошлого года по июнь текущего было проведено 120 рабочих сессий с харьковской рабочей группой. «Мы фактически потратили 14 месяцев, чтобы сформировать видение… Весь этот анализ за последние полтора года привел к созданию пилотного проекта подхода к генеральному плану», — отметил он. Правда, упоминал о совсем других приоритетах (кроме «Научного квартала»): возродить весь исторический центр города, восстановить исторические здания, создать зеленую артерию между центром города и северо-восточным районом Салтовка, реконструировать поврежденное жилье, перепрофилировать местную промышленность, которая была захвачена или разрушена, создать местную модульную строительную индустрию Какой-то конкретики о результатах и планах не прозвучало…