Андрей Парамонов
Современные харьковчане привыкли к такому элементу благоустройства, как тротуары. Конечно, мы возмущаемся, когда они повреждены, перекопаны, в ямах — но они все же есть. Оглядываясь в прошлые века, трудно представить себе, что такого важного для пешеходов элемента когда-то просто не существовало. Месили наши предки грязь день за днем и не мечтали о лучшем. Да и само слово, в конце концов, — французское. Употреблять в Харькове его начали после того, как была основана Слободско-Украинская губерния и город наводнили чиновники губернских учреждений.
Нельзя сказать, что прообраз тротуаров не использовали у нас раньше. В харьковской крепости, конечно же, цитадели, или старом городе, были так называемые мостики или тротуары. Эти деревянные помосты устанавливали на воеводском дворе, позже — дворе полковничьем между зданиями и калиткой. Такие же помосты оборудовали возле башен, особенно на выезде из них, у входа в пороховой погреб, соборной церкви и колокольни. Когда же старый город был почти весь застроен, то у каждого дома существовали свои мостики, а еще они были вдоль нескольких торговых навесов. За пределами цитадели мостики в XVIII в. делали состоятельные владельцы дворовых мест.
Первые уличные тротуары из дерева были проложены в Харькове по будущей улице Университетской не ранее 1777 года возле губернаторского дворца, и к 1787 году специально к приезду императрицы Екатерины Второй их обустроили по нескольким улицам. Правда, они быстро изнашивались, а на замену не хватало денег. К концу XVIII в. деревянные тротуары пролегали вдоль нескольких улиц, но качество благоустройства и правила размещения тротуаров были еще далеко не такими, как в столицах.
Первые попытки сделать тротуары в Харькове по стандартам столицы происходили во времена губернаторов Г. Зильбергарниша и А. Артакова, но они были на своих должностях недолго и их распоряжения не успевали воплощаться в полной мере. Между тем губернский архитектор Петр Ярославский никуда не торопился, у него и улицы еще были кривые и косые. Ситуация начала меняться, когда в Харьков прибыл губернатор И. Бахтин и сразу же увидел все недостатки провинциального города. По его приказам губернский архитектор составил план Харькова, известный по 1804 году, и начал составление смет для благоустройства улиц. Среди прочего он же начал установку вешек, по которым в городе должны были выровнять улицы и переулки. В этой работе ему помогал губернский землемер Николай Драгомир, который еще присоединился к переименованию улиц Харькова. Некоторые из них и сегодня носят названия, присвоенные в 1804 году.
Замощение улиц, особенно центральных, таких как Московская, Екатеринославская, Университетский бульвар, Благовещенская, Большая Рождественская делали фашинником и утрамбовывали их песком. Вдоль улиц выкапывали канавы для стока воды, а над ними ставили дощатый тротуар с перилами. В некоторых местах делали дощатые переходы через улицу. На этих же улицах устанавливали и фонари. Из маленьких и незначимых улиц выделялась Рымарская — да, она тогда была именно такой — ведь здесь стоял дом, где жил губернатор собственной персоной.
Отметим, что фашинник быстро гнил, доски за 3-4 года тоже становились трухлявыми, передвижение уже в 1811 году было опасным, особенно в темноте, когда и фонари не спасали. Масштабная перестройка тротуаров, освещение, замощение улиц начали происходить в 1817 году в связи с визитом императора. А лучшие времена наступили в Харькове с появлением в 1847 году генерал-губернатора С. Кокошкина, который своим вмешательством доводил кого до тюрьмы, кого до ссылки, а кого до разорения, но… начали появляться замощенные камнем улицы и тротуары.
С новым городским положением 1870 г. городская дума имела уже некоторые возможности собственного видения благоустройства, дело хорошо продвигалось, поскольку железная дорога начала доставлять камень в больших масштабах. Эта же железная дорога платила налог на грузы, и он использовался именно на обустройство дорог. В 1873 году городская дума пригласила представителей компании, которая занималась обустройством асфальтированных тротуаров. Возле Михайловской площади были показательно сделаны асфальтовые тротуары, но комиссии от городской управы они не понравились! И их продолжали делать из камня, а позже — из особой тротуарной плитки. Так, благодаря знаменитому заводу Бергенгейма плиткой были замощены тротуары вдоль всей Благовещенской улицы. Один квадратный сажень такого обустройства обходился в Харькове в 15 рублей.
А в 1891 году вышло обязательное к исполнению постановление Харьковской городской думы о том, что тротуары по улицам обустраивают владельцы дворовых мест за свой счет и по профилю, который предоставляют городские архитекторы по каждой улице отдельно. Кое-где допускались деревянные тротуары, но пространство между домом и тротуаром должно быть заполнено щебнем. Конечно, городской управе стоило много нервов отписываться от некоторых владельцев зданий, но уже в начале XX в. ситуация для пешеходов складывалась куда приятнее.
Большинство тех старых тротуаров сегодня закатаны в асфальт — его не было принято использовать для благоустройства в былые времена.