Город обещает помочь Каразинскому университету восстановить разрушенный россиянами корпус

Фото: Сергій Бобок/Харків Times

Городские власти намерены принять участие в восстановлении разрушенного врагом корпуса Харьковского национального университета им. Каразина на улице Мироносицкой.

Об этом Харків Times сообщили в пресс-службе Харьковского городского совета со ссылкой на мэра города Игоря Терехова.

Терехов отметил, что от экономического корпуса одного из старейших университетов страны остались только стены, поэтому его ожидает масштабная реконструкция. По мнению мэра, внешний вид реконструированного университета «должен быть современным и вписываться в архитектурный ансамбль послевоенного Харькова».

«Это должна быть новая и современная архитектура. Мы не будем восстанавливать архитектуру сталинских времен, это исключено. Мы должны кардинально перевернуть эту страницу и посмотреть на 30, 50 и даже 100 лет вперед. Сегодня философия архитектуры совсем иная, и у нас есть уникальный шанс воплотить ее в жизнь», — заявил харьковский мэр.

Вот только дело в том, что разрушенное российской ракетой здание по улице Мироносицкой, 1 не имеет никакого отношения к «архитектуре сталинских времен», однако является памятником архитектуры под номером 11612 в Национальном реестре (№18 в областных списках). К тому же, построенное в 1925 году здание Дома Наркомтруда напоминает такую достаточно славную страницу истории нашего города, как времена «Первой столицы Украины».

Вот что написано по поводу этого исторического здания в книге известных харьковских архитекторов и историков архитектуры Юрия Шкодовского, Игоря Лаврентьева, Александра Лейбфрейда и Юлианы Поляковой «Харьков вчера сегодня завтра» (издательство «Фолио», 2002 г.): «Угловой дом № 1 по улице Мироносицкой построен в 1925 году по проекту инженера Кушнарева для Наркомата труда. В настоящее время в нем расположен один из факультетов Национального университета и молодежные организации. Фасады каркасной конструкции из монолитного железобетона с кирпичным заполнением отделаны деталями, напоминающими в огрубленных формах мотивы народного украинского зодчества».

Не знаю, какую именно «настоящую философию архитектуры» имел в виду Терехов, но явно не ту, согласно которой в Париже конца XX столетия строили новые дома рядом со зданиями, кажется, столетия XV. Старые здания под тяжестью лет несколько просели и приобрели форму этакой бочки, расширяющейся в средней части. Французские архитекторы, ставя рядом современные дома, сделали их такими же «бочечками». Потому что знали и уважали историю и культурное достояние своего города, гораздо более древнего, чем Харьков.

После Второй мировой войны власти Советского Союза приняли решение вообще не восстанавливать Харьков. Город за ту войну потерпел огромные разрушения и от бомбардировки, и от советских войск, которые, отступая, взрывали здания в центре по приказу Сталина «не оставлять ничего врагу». Харьков потерял значительную часть своей старинной архитектуры. Казалось бы, сегодня это не должно повториться, но…

А помочь университету – это хорошо. Да и сотрудничество с Норманом Фостером – это хорошо. Но давайте стараться с водой не выплеснуть ребенка – неповторимый образ нашего города, который до сих пор вопреки всему сочетает в себе древность и новизну.

Как сообщал Харків Times, 2 марта от ракетных обстрелов российских захватчиков пострадали корпус социологического факультета Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина и здание Главного управления Национальной полиции в Харьковской области и Главного управления СБУ области по ул. Мироносицкой.