Группа подростков разгромила сквер в центре города. Подростки снимали свои действия на видео и выложили в социальных сетях. Ролик мгновенно стал популярным среди пользователей. И заинтересовал полицию. Герои ролика от правоохранителей скрываются — но согласились встретиться с журналистами. Ради популярности.
Его зовут Кирилл. Ему 15 лет. Высокий, симпатичный парень. На встречу приходит в сопровождении женщины лет под сорок. Та представляется подругой мамы. Говорит, пришла вместе с Кириллом ради его безопасности. Парень явно нервничает, оглядывается. Больше всего боится, что журналисты привели с собой полицию.
Кирилл — один из самых популярных персонажей в соцсетях в последние дни. Он один из авторов нашумевшего видеоролика, на котором запечатлено, как группа подростков сначала громит сквер у памятника Коцюбинскому на улице Пушкинской. Выворачивают из брусчатки скамейку, бросают ее в фонтан. Дальше — больше. Мальчишки пьют, курят, катаются между вагонами в метро, носятся по эскалатору, ломают светильники в переходе. А в финале короткого видео громят чью-то квартиру — гасят окурки о постель, срывают люстру, бросают в аквариум с живыми рыбками включенную в розетку лампу. И даже мочатся на разбросанные вещи и постельное белье. Все это смонтировано под веселую модную музыку. Осторожно: в видеозаписи присутствует ненормативная лексика.
За считанные часы это видео набирает тысячи просмотров. Кирилл становится популярным. Один за другим появляются новые подписчики, поступают предложения о рекламе.
Но популярность ролика выходит боком — авторами видео начинает интересоваться полиция. Ролик мгновенно исчезает с их страниц в соцсетях. Кирилл публикует опровержение — мол, разгромленная квартира принадлежит ему. «Это видео это просто постановка, квартира моя, — рассказывает на видео Кирилл, — мы убрались, все сделали, нормально все, мне просто не жалко мою квартиру».
Но позже оказывается — герой ролика врёт. Квартира вовсе не принадлежит ему. Владелицу зовут Светлана. С компанией авторов ролика она знакома не очень близко. Девушка рассказывает — парни практически вломились к ней в дом, устроили погром, были пьяны. Снимали все на видео. Она просила удалить ролик и возместить ущерб — но ей просто рассмеялась в лицо:
«Он (Кирилл, — ред.) украл украшения моей сестры, поразбивал мои вещи, рыбок убил, постельное белье о которое он тушил окурки и ходил на него в туалет… — рассказывает девушка. — Я попросила по-хорошему все возместить, но они отказались. Говорят, ты ничего Кириллу не сделаешь, его прикроют».
Ущерб, нанесенный квартире, девушка оценивает в две-три тысячи гривен. А вот городу юные вандалы нанесли гораздо больший вред, говорят в мэрии. Разбитая брусчатка, сломанная скамейка, вывороченные лампы в метро — все это тянет на сотню тысяч гривен.
«Мы будем через суд требовать компенсации от парней. Вандалы наносят ущерб каждый день, но по мелочи. Об этом не говорят. А здесь это все попало на видео, вызвало резонанс», — говорит директор Департамента по вопросам информации и связям с общественностью Харьковского городского совета Юрий Сидоренко.
Именно такого резонанса (на сленге — хайпа) и добивались своими действиями, признается Кирилл. Сегодня он утверждает, что раскаивается в содеянном. Говорит, это все по дурости, из-за подросткового желания популярности в соцсетях. Обещает найти работу, компенсировать ущерб. Утверждает — о последствиях не думал:
«Это ради лайков, ради хайпа. Я не знаю, как идея пришла в голову. Я не хочу, чтобы компенсировали мои родители, я сделал сам и возмещу все сам, — говорит парень. — я готов нести ответственность».
Однако сдаваться в полицию не идёт. На следующий день после встречи с журналистами, проявляет большую активность в соцсетях. Проводит прямые эфиры, хамит в комментариях девушке, которой разгромил квартиру…
Правоохранительные органы пока видят в действиях подростков административное нарушение. Но не исключают, что ребятам придется нести и уголовную ответственность. Личности вандалов установлены — осталось их задержать. Вот только найти их можно разве что на их страничках в социальных сетях.
Корреспондент Kharkiv Times пообщалась с подростками, которые каждый вечер собираются в разгромленном сквере. И ни один из них по-настоящему не осуждает действий компании вандалов. Мол, это же не весь город разгромили? Зато заработали денег на рекламе в Instagram. И добавили популярности своим аккаунтам. Так, говорят, делают многие — хайп означает лайки, репосты и — деньги. И чем ради этого придется пожертвовать — совершенно не важно
Примечание редакции: Хайп — неологизм, сленг — искусственно создаваемый ажиотаж вокруг какой-либо темы
Мириам Танина