ТОП-7 громких дел, которые зависли в харьковских судах

Фото: mediaport.ua

Год назад, за день до Нового года, в Харькове разыгралась остросюжетная драма — неизвестный захватил девять заложников в отделении «Укрпочты» у станции метро «Киевская». Решение по делу «террориста» Владимира Безуха суд до сих пор не вынес. «Харьковский репортер» собрал резонансные разбирательства, которые слушаются весьма неспешно.

Захват «Укрпочты»

Операция по спасению людей, которые стали заложниками в отделении «Укрпочты», длилась несколько часов подряд, заставив горожан забыть о нарезке салатов и праздничной суете. Обошлось без жертв — заложники связали «террориста» и открыли дверь силовикам. Задержанным оказался полупьяный мужчина с муляжами взрывчатки и оружия — Владимир Безух.

Несмотря на то, что на скамье подсудимых он называл себя то Мессией, то Христом, то сыном Евы, эксперты признали его вменяемым. Анализ крови показал, что Безух был изрядно пьян, но сам он заявил: тщательно планировал свое преступление.

«Я умышленно шел на этот поступок, планировал очень давно. Думал захватить другое помещение. Почему остановился на почте — она была изолирована решетками, прочной дверью, то есть, я беспокоился о своей безопасности и, скажем так, присутствующих в этом помещении. Я заранее купил навесной замок. В принципе, все распланировал до мелочей», — заявил обвиняемый на последнем заседании.

На преступление, говорит и сам Безух, и его мать, он решился ради минуты славы — до этого Владимир пытался стать знаменитым, то участвуя в выборах мэра, конкурируя с Михаилом Добкиным, то записавшись на кастинг шоу «Битва экстрасенсов».

С учетом всех фактов и обстоятельств, суд за год так и не решил, какое наказание назначить Владимиру Безуху. Так долго рассмотрение длится потому, что сначала эксперты проводили психиатрическую экспертизу, потом ждали в суд потерпевших, коих аж девять, а сейчас еще и прокуратура определяется с тем, какой срок просить.

«Мы примем решение после исследования всех доказательств, еще раз услышав, какая позиция у самого Безуха, потому что он в настоящее время не оспаривает обстоятельства, но и вину не признает», — заявил представитель гособвинения Максим Мозговой.

Резонансные ДТП

Постоянные ожидания экспертиз, долгий опрос потерпевших и свидетелей, нескончаемые ходатайства защиты — эти обстоятельства судопроизводства не позволят харьковчанам услышать решения и по двум другим резонансным делам минувших лет.

ДТП с участием патрульных произошло утром 10 июля 2016 года на перекрестке улиц Сумской и Динамовской. Столкнулись полицейский Prius, «Москвич-2140» и Samand. Во время аварии два пассажира «Москвича» — 18-летняя автогонщица Анна Протасова-Ананьева и ее 27-летний муж, администратор ночного клуба Кирилл Ананьев — скончались на месте. Водителя «Москвича», водителя автомобиля Samand и его пассажира, а также двоих патрульных госпитализировали. Подозрение, а потом и обвинение предъявили 22-лет­нему водителю патрульной машины Александру Маматюку, который, по данным следствия, ехал на вызов со скоростью 100 км/ч, но с включенной световой сигнализацией. Несмотря на проведенные следственные эксперименты, решения по делу до сих пор нет.

Масштабное ДТП в начале улицы Сумской произошло 18 октября 2017 года поздним вечером. Lexus 20-летней Елены Зайцевой, мчась на красный сигнал светофора, столк­нулся с автомобилем Volkswagen Touareg, за рулем которого находился 49-летний Геннадий Дронов. Водитель одним из первых выворачивал на Сумскую, тронувшись на желтый. После столкновения Lexus вылетел на тротуар и сбил 11 пешеходов. На месте погибли пять человек, еще один пострадавший скончался от травм в больнице.

Теракты у Дворца спорта и в пабе «Стена»

Никак не может вынести решения харьковская фемида и в уголовных процессах, которые касаются терроризма и территориальной целостности. Третий год Фрунзенский райсуд слушает дело по теракту около Дворца спорта, в котором погибло четверо харьковчан, двое из которых — несовершеннолетние ребята. Преступление было совершено в годовщину Революции Достоинства. Троих организаторов теракта задержали практически сразу. Вину они не признают, но в данном случае спецслужбы и прокуратура запаслись серьезными доказательствами. Вот только несмотря на них, заседания давно превратились в бессмысленные шоу подсудимых, на которых им вызывают скорые или они озвучивают отводы и другие ходатайства — по сути дело практически не рассматривается.

Нет окончательного приговора и по поводу подрыва в рок-пабе «Стена», когда пострадали 9 человек. На скамье подсудимых — Марина Ковтун. Заседания по этому делу из раза в раз переносятся.

Дело экс-мэра Славянска

Нет приговоров и по участникам бойни возле Академии внутренних войск, которая произошла еще 19 февраля 2014 года, когда евромайдановцы блокировали вывоз курсантов в Киев. Милицейские командиры Александр Гапура и Сергей Слободянюк, которые были на месте в момент расправы неизвестных над активистами, ходят в суды как на работу, но их дела не первый раз назначают к новым рассмотрениям из-за смены судей.

Такая же история с Нелей Штепой, экс-мэром Славянска, которая, судя по данным следствия и сохранившимся в сети видео, с распростертыми объятиями встречала войска сепаратистов. Суд над ней давно превратился в бесконечный саркастический сериал — дело слушает уже пятый по счету и n-ная коллегия судей. То их отводят, то они сами берут отвод, но учитывая, что этот процесс не ограничен во времени, дело снова вернулось на круги своя — в Орджоникидзевском суде его никак не могут начать слушать его по сути.

Неля Штепа обвиняется в создании террористических организаций и покушении на территориальную целостность Украины. Ей грозит пожизненное заключение. Сама подозреваемая вину не признает, и говорит, что просила Путина ввести войска, потому что была в плену у террористов. Три года, с 2014-го по 2017-й, она пробыла в СИЗО, сейчас адвокаты добились изменения меры пресечения по состоянию здоровья подсудимой. Очередное заседание по делу было назначено на конец ноября, но после перенесено на конец января уже 2019 года, — из-за того, что Неля Штепа попала в больницу.

Кира Волкова, «Харьковский репортер»

Фото: mediaport.ua, соцсети