Бывший командир 125 бригады ТРО, генерал-лейтенант Артур Горбенко утверждает, что в бригаде, которая закрывала участок границы в начале наступления российских войск на Харьков на Липцевском направлении в мае, не было достаточных сил и средств, чтобы остановить врага.
Об этом Харків Times узнал из интервью Горбенко изданию «Украинская правда».
По словам Горбенко, зоной ответственности бригады по состоянию на начало мая была полоса на севере Харьковской, вдоль линии государственной границы. Левым флангом было Травянское водохранилище, правый проходил по реке Северский Донец. Длина переднего края составляла 54 км, ширина полосы — 44 км. В этой полосе находились четыре батальона. Два из них — штатные батальоны 125 бригады, которые за пару месяцев до того вышли с Кременского направления, где были в боях на переднем крае. Они были укомплектованы на 60%. Также в подчинении 125 бригады был стрелковый 415 батальон другой бригады, который зашел после боев в районе Бахмута, где был достаточно серьезно побит противником. Его комплектация составляла 50%. Наибольшей была укомплектованность 172 батальона винницкой ТРО — чуть более 70% — но он, по словам Горбенко, на тот момент вообще не имел боевого опыта.
Горбенко отметил, что штатная структура батальонов ТРО не предусматривает наличия в них тяжелого вооружения. «Самое мощное огневое средство — это 82-мм миномет, батарея, а в стрелковом батальоне, по штатному расписанию, даже минометной батареи не было. В стрелковом батальоне был взвод с двумя минометами — все», — сказал он. Впоследствии в штат бригады ввели батарею из шести 120-мм минометов. Не дождавшись передачи минометов в течение пяти месяцев, бригада закупила их через Минобороны, оплатив более 10 млн гривен за счет помощи территориальных общин и военной администрации Львовской области. Также бригада купила 250 мин к ним на сумму 4,9 млн гривен.
«И вот такие батальоны, не укомплектованные, без тяжелого вооружения, встретили массированный обстрел и наступление противника утром 10 мая. Единственное, что было у нас на усилении — это пять пушек и три танка. Это одна пушка, которая должна была закрыть 10 км, и один танк, который должен был закрыть 15 км», — сказал Горбенко. По его словам, когда бригада в мае 2003 года заходила на Харьковщину, в полосе ее ответственности было шесть батальонов — два механизированных, то есть тяжелых с бронетехникой, батальон специального назначения, два батальона ТРО и один или два стрелковых. Но через год, когда в апреле 2024 года украинские военные начали получать информацию, что создается наступательная группировка противника, батальоны начали оттуда выводить.
Горбенко утверждает, что военное руководство имело информацию о недостаточности сил и средств для удержания обороны во время российского наступления: «В марте я писал рапорт, что штатная структура 125-й ТРО в составе Сухопутных войск не соответствует тем задачам, которые на нее возлагаются. У нее недостаточно сил, средств, вооружения, нуждается в доукомплектовании и т.д. Когда мы были на Харьковщине, было как минимум две телеграммы из Западного оперативного командования, чтобы управление бригады с батальонами вывести на эти мероприятия. Ни одна телеграмма не была удовлетворена руководством ОТГ «Харьков», ОСУВ «Хортица». Нас так и оставили»
Противник начал наступление 10 мая около 4 часов утра практически по всей линии соприкосновения, которую обороняла бригада. «Это было массированное огневое поражение: артиллерия, ракетные удары, авиация. Параллельно у россиян работали мощные средства РЭБа… Честно говоря, я такое встречаю впервые: когда одновременно и на левом, и на правом флангах начались активные штурмовые действия противника», — сказал Горбенко.
«Батальоны делали все возможное и невозможное. Но удержать фронт, когда у тебя 6-8 человек на километр — просто нереально», — отметил он.
В зону ответственности 125 бригады зашла 42 механизированная бригада. Сначала она заняла рубеж на расстоянии до 20-25 км от боевых порядков бригады ТРО. «Когда я сказал, что их надо подтянуть ближе, их поставили на второй рубеж обороны: на одном фланге это было 4,5-5 километров, на другом — 8-10 километров… Начинается полномасштабное наступление. 125 бригада, условно говоря, истекает кровью, где-то теряет позиции, отходит, маневрируя, возможно, где-то еще какие-то моменты происходят. В течение первых суток 42-я бригада, которая стояла за нами, не помогла нам ни своими механизированными, ни танковыми подразделениями… Была создана совместная группа огневого управления, в которую входило два представителя 42-й бригады. В принципе отдельные огневые задачи, но в минимальном количестве, они выполняли. Впрочем, механизированные, танковые, минометные подразделения меня не поддержали», — сказал Горбенко. Подразделения 42 бригады присоединились к 125 бригаде только на второй день российского наступления, когда началась битва за село Лукьянцы.
В первые сутки 415 батальон, который стоял на левом фланге — это направление Стрелецкой — отошел на около трех километров от тех позиций — практически от границы. На правом фланге — это Красное, Мораховец — 10 числа еще держали опорные пункты, шли бои. Но, не получив поддержки, 11 числа они отошли тоже где-то на три километра. И больше всего отошли с тяжелыми боями подразделения правофлангового 172 винницкого батальона — примерно на 4,5 километра от границы, заняв оборону по северной окраине села Старица.
«Это не покидание позиций. Это ситуация, в которой командир на определенном этапе боя решает сохранить людей и отойти на более подготовленный рубеж. Он отходит, останавливает противника на определенном рубеже и готовит условия для проведения контратаки и восстановления рубежа. Почему-то у нас отход — это уже бросание позиций, криминал… В моей ситуации — да, было оставление, где-то командиры маневрировали, принимая определенные решения. Но 11 мая в первой половине дня уже было возбуждено уголовное производство! Такое впечатление, что уже знали… То есть те, кто понимали, знали, что если 125 бригаде не помочь, то так оно и будет. С 10 по 15 мая бригада еще вела боевые действия, и я руководил действиями своих подразделений, но в это время ГБР уже начинает дергать меня, моих офицеров, подчиненных, солдат, сержантов из батальонов, которые ведут боевые действия и находятся на переднем крае… Я считаю, что это неправильно», — заявил экс-командир.
15 мая Артур Горбенко был уволен с должности и назначен в резерв командующего.
Как сообщал Харків Times, Государственное бюро расследований расследует оставление позиций в Харьковской области 10 мая 2024 г. 125-й отдельной бригадой Вооруженных сил Украины и подчиненными ей подразделениями.