Харьковский метрополитен: вопросы с плохими ответами

Фото: Харків Times

В рамках анонсированной Игорем Тереховым во время предвыборной компании небывалой доселе открытости городской власти в мэрии прошел «круглый стол» по вопросам городского транспорта. Задать вопросы чиновникам могли общественные активисты, депутаты и журналисты. Однако ответы на них генерального директора метрополитена Вячеслава Стаматина свидетельствуют, что разрешение проблем, которые стоят перед харьковским метрополитеном, руководство подземки откладывает на неопределенное время или не рассматривает вовсе.

Богатые тоже плачут

Метрополитен хронически убыточен несмотря на периодическое повышение тарифов на проезд. Заместитель мэра Евгений Водовозов на «круглом столе» подтвердил, что по крайней мере до конца отопительного сезона тариф на проезд повышаться не будет – это однозначная позиция городской власти. «Если нашим предприятиям необходимо будет подставить плечо – мы его подставим со стороны города для того, чтобы они работали стабильно», — сказал он.

«Подставлять плечо» так или иначе придется харьковчанам – если не в виде оплаты за проезд, то в виде субсидий, которые уходят из их налогов на дотирование убыточности подземных магистралей. За три квартала текущего года чистый убыток метрополитена составил 149 млн. гривен.

«Мы обращаемся к городу регулярно за помощью… Метрополитен – это социальный вид транспорта. Он ни в одном городе, ни в одной стране мира не приносит прибыли, это убыточный вид транспорта, который ложится определенной нагрузкой на бюджет страны и бюджет города», — гендиректор метрополитена Вячеслав Стаматин.

Он отметил, что задержка зарплаты в метрополитене составляет до полумесяца.

«Мы потеряли пассажиропоток, выросли затраты – соответственно, меньше доходная часть. На всем экономим, на чем возможно без ущерба для пассажиров. Массовых увольнений работников нет, но люди очень недовольны, им тяжело сформировать свой бюджет», — сказал Стаматин.

Дальше он сделал заявление, несколько озадачивающее тех, кто знаком с декларацией о доходах господина Стаматина. «Как и наши работники, я получаю заработную плату частями. Я прекрасно понимаю, когда супруга говорит «а когда же будут у нас деньги»? Я говорю: «Ну сейчас перечислим зарплату, и тоже принесу домой деньги». Да, это определенные неудобства».

Как тут не посочувствовать супруге господина Стаматина, заместителю Харьковского городского головы по вопросам правового обеспечения Марине Стаматиной – небось, приходится выкручиваться и дотягивать до перечисления на картошке и макаронах… Как и супругам других сотрудников метрополитена – а ведь многие из них даже не зарабатывают в среднем 100 тыс. гривен в месяц, как она (согласно декларации). Да и не каждый работник дотируемого метро приносит домой в получку 57 тыс. гривен, указанные в декларации ее супруга… В соцсетях уже назвали заявление Стаматина «верхом цинизма»…

«Гибкий тариф» на проезд снова откладывается.

Одним из путей повысить спрос харьковчан на услуги метрополитена активисты считают введение гибкого тарифа на проезд. Сегодня пассажир платит 8 грн. при входе на станцию метро, и этот тариф не зависит ни от внесенной на E-Tiket суммы, ни от количества поездок за месяц. В то же время, пассажиру столличного метро проезд сегодня обходится дешевле, если только он готов внести предоплату. По 8 гривен придется платить, если внести на электронную карту Kyiv Smart Card или «Київ Цифровий» предоплату за 1-9 поездок, если же заплатить наперед за 50 поездок – каждая обойдется лишь по 6,5 грн. Для тех, кто пользуется метро каждый день – вполне ощутимая экономия. Срок действия карты и записанных на нее поездок — год с момента последнего пополнения или использования. Одной картой можно оплатить проезд нескольких пассажиров в наземном транспорте. На транспортную карту можно приобрести и проездные на месяц с определенным количеством поездок – существует несколько вариантов, от 46 до 124 поездок в месяц (стоимость поездки, соответственно – от 6,2 до 6,3 грн). Безлимитный месячный билет стоит 1300 грн. Есть также проездные на 24, 48 и 72 часа. В европейских городах вариантов оплаты еще больше, и как правило, они включают возможность пользоваться всеми видами городского транспорта. Такие схемы делают пользование городским транспортом более привлекательным, в конечном счете повышая его загрузку и доходность.

Введение дифференцированного тарифа в Харькове было закреплено в решении исполкома горсовета в феврале 2019 года, когда тариф на проезд в метро с 5 до 8 гривен. В мае того же года исполком поставил задачу профильным коммунальным предприятиям просчитать пассажиропоток для внедрения такого тарифа. В октябре 2020 года Харьковский антикоррупционный центр подал в горсовет и профильные КП три модели гибкого тарифа для общественного транспорта. В разработке этих моделей участвовал член рабочей группы по внедрению систем электронного билета при министерстве инфраструктуры Украины Иван Фурлет – до этого он внедрял электронный билет в Житомире, возглавлял КП “Житомиртранспорт”, помогал внедрять гибкие тарифы в других городах страны. Тогда же заместитель Харьковского городского головы Евгений Водовозов сказал, что на изучение пассажиропотока и разработку дифференцированных тарифов уйдет приблизительно один год.

Но прошло уже более двух лет, а харьковчане ездят как и ездили по фиксированной цене. То есть, фактически, руководство метрополитена в свое время сорвало выполнение требований городской власти, и теперь вернуться к этому вопросу, вероятно, удастся лишь почти через год. А о сколь-нибудь определенных сроках введения гибкого тарифа в метро пока речь вообще не идет. Причина невозможности просчета введения дифференцированного тарифа – снижение и нестабильность пассажиропотока после начала пандемии COVID-19. «Мы сегодня имеем пассажиропоток в метрополитене 50% от доковидного. И ни один научный пул какой-нибудь, профессионально этим занимающийся, не сможет нам с вами это рассчитать», — сказал на «круглом столе» Водовозов. Он сообщил, что сейчас на базе Университета городского хозяйства разрабатывается план устойчивой мобильности города, в который входит изучение пассажиропотока и подготовка к изменению маршрутной сети. Окончание разработки плана мобильности запланировано до октября 2022 года – только после этого городская власть сможет вернуться к вопросу введения «гибкого тарифа».

На рекламе в метро по-прежнему будут зарабатывать частники

Еще одна, казалось бы, очевидная статья доходов метрополитена – плата за размещение рекламы на станциях и поездах. Эта услуга очень востребована, так как метрополитен является крупнейшим городским перевозчиком. Доходит даже до обклейки пленкой с рекламными изображениями конструкций центральных станций метро. Реклама – на эскалаторах, на входных дверях станций, на турникетах… Казалось бы – немалые деньги, которые хотя бы частично могут покрыть убытки предприятия и сэкономить средства городскому бюджету.

Да только зарабатывают на рекламе в метро в основном частные компании. Госаудитслужба после проведения финансового аудита этого КП за период с 1 января 2016 года по 28 февраля 2019 года сделала вывод, что метрополитен в четыре раза занижает доходы от рекламной деятельности. За три года, с 2016 по 2018 год, доход харьковского метрополитена от рекламы составил 41,78 млн грн., что составляет 1,98% от общей суммы чистых доходов предприятия за этот период.

Как отмечено в аудиторском отчете, расчет ежемесячной стоимости услуг размещения рекламы в метрополитене производился в произвольной форме без использования нормативно-правовой или методологической базы. Проведенным анализом информации, размещенной на сайтах рекламных агентств о стоимости размещения рекламы в харьковской «подземке», установлено, что она минимум в четыре раза превышает указанную в договорах метрополитена с рекламными агентствами и мерчендайзерами.

«По заключенным метрополитеном договорам на услуги по предоставлению мест размещения рекламы, более 80% заказчиков – это рекламные агентства. Фактически метрополитен продает услуги по размещению рекламы не конечным потребителям. Продает по цене, которая в 4 раза ниже рыночной. Как отмечено в заключении аудиторского отчета, КП «Харьковский метрополитен» имеет возможность повысить стоимость своих услуг по предоставлению мест для размещения рекламы на 350% — 400% и при этом остаться конкурентоспособным на этом рынке», — — сообщал Харьковский антикоррупционный центр, ознакомившись с документом.

Однако после этого вывода аудиторов политика коммунального предприятия не изменилась. «Это носило рекомендательный характер, когда проводили аудит предприятия. Но когда проводили уже проверку предприятия, это не нашло своего отражения. «Харьковский метрополитен» оказывает услугу по перевозке, а не по предоставлению рекламы. Мы не занимаемся рекламной деятельностью – это целая индустрия бизнеса, а нам есть чем заниматься. Это надо создавать рекламное агентство, надо еще что-то. Мы же транспортное предприятие, а не предприятие по раздаче рекламы», — заявил Стаматин журналистам. О причинах такого упорного нежелания увеличить доходность метрополитена можно только догадываться. Но ведь убытки в любом случае покроет город за счет налогов харьковчан…