Театр как зеркало украинской революции или Выбор без выбора

Фото: Харків Times

На состоявшемся 4 августа заседании конкурсной комиссии Харьковского областного совета по выбору руководителя коммунального предприятия «Харьковский академический русский драматический театр имени А. С. Пушкина» победителем конкурса был признан первый заместитель директора этого театра, в прошлом – генерал-майор ГосЧС Анатолий Винник.

Об этом Харків Times стало известно из сообщения на сайте Харьковского областного совета.

Сам новоизбранный директор очевидно был не то, чтобы слишком рад избранию, хотя и заявил, что с театром «сроднился» еще с тех пор, когда расследовал пожар, уничтоживший здание театра Пушкина в далеком 1978 году. Да и потом в стороне от судеб театра русской драмы в Харькове Винник не стоял – в 1998-2002 годах, пребывая в должности зампредседателя облсовета, занимался восстановлением здания, а с 2017 года – и вовсе работал в театре сначала начальником службы безопасности, а потом и заместителем директора.

Слушая его выступление на конкурсной комиссии, несложно было понять, что внятных планов ни на ближайший год, ни тем более на пять лет директорства Анатолий Иванович, в сущности, не имеет. Революции в театре устраивать не собирается, намерен пользоваться наработками бывшего директора Сергея Бычко, которого явно уважает. Более или менее разбирается в театральном хозяйстве. Но главное – к театру относится с искренней заинтересованностью, переживает за его судьбу и готов сделать все от него зависящее для выправления непростой ситуации. Возможно, именно искренность и неподдельное волнение кандидата Винника и склонили весы комиссии в его пользу. Хотя «презентацией планов» на год, а уж тем более на пять лет его выступление назвать нельзя.

Кроме Винника, на должность директора театра Пушкина претендовали еще два действующих сотрудника театра: еще одна замдиректора — на сей раз по работе со зрителем – Наталья Мысенко и главный бухгалтер Елена Ткаченко.

Справедливости ради, следует отметить, что на «презентацию» больше всего было похоже выступление Мысенко, хотя и она, по сути, отделалась общими фразами о том, что намерена строить «современный успешный европейский театр, туристический магнит Харьковщины, с безусловно высоким уровнем управления, спектакли которого утверждают общечеловеческие духовные ценности, содействуют интеллектуальному развитию всех (это особо подчеркивалось) слоев населения и реализуют духовный потенциал людей». Ну, вы поняли, да?

Выступление же третьей претендентки на директорское кресло свелись скорее к самопрезентации и рапорту о проделанной главным бухгалтером на своем посту неустанной работе во имя и на благо.

Все три претендента выражали надежду на поиск «спонсоров» и «инвесторов» для театра преимущественно в среде «меценатов», все обещали «повысить посещаемость спектаклей» за счет работы со зрителями и правильного подхода к репертуарной политике. Все соглашались, что театру в создавшихся условиях необходим художественный совет, да и наблюдательный не помешал бы… Все явственно отстаивали «последнее слово» директора театра в вопросе репертуарной политики и прочего творчества. Впрочем, как раз творчество на заседании комиссии явно выносилось за скобки.

Лесь Курбас когда-то считал театр «началом искусства в мире», а человеком искусства – «того, кто в чувствовании творческом сильнее существующих категорий». «Так то ж Курбас!» – скажете вы. А тут у нас речь о «потребностях населения в театральном искусстве», о «заполняемости зала», о покрытии кровли здания и входной группе, в конце концов. Из восьми присутствовавших на заседании членов конкурсной комиссии к искусству отношение имеет ровно половина – председатель комиссии Игорь Арнаутов (директор «Харьковского Дома актера имени Леся Сердюка»), Олег Орищенко (гендиректор и художественный руководитель Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Н. В. Лысенко), Сергей Листунов (ведущий мастер сцены Харьковского государственного академического украинского драматического театра имени Т. Г. Шевченко) и Людмила Чечина (председатель правления общественной организации «Союз народных художников Харьковского района Харьковской области»). Остальные же члены комиссии к искусству имеют примерно такое же отношение, как морская свинка к морю и свинкам: Виталий Гагарин (депутат облсовета, председатель постоянной комиссии по вопросам молодежной политики, культуры, спорта и туризма, которую возглавил, так сказать, «со стороны спорта», являясь тренером по таэквон-до), Александр Мусиенко (член общественной организации «Центр новых перспектив»), Сергей Малышевский (член «Благотворительного фонда содействия правоохранительным органам в борьбе с преступностью «Страж») и Юлия Коваленко (начальник управления правового обеспечения деятельности совета исполнительного аппарата Харьковского областного совета).

И у всех членов комиссии было «понимание», что дальше тянуть с назначением директора – уже нельзя. Почему нельзя, никто толком не озвучил, выразив устами гендиректора ХНАТОБа лишь смутную тревогу, мол, вот «уже второй конкурс проходит, и если сейчас мы не примем какого-то решения, то мы, наверно, забудем про этот театр». Пожалуй, наиболее адекватны оказались в этой ситуации председатель конкурсной комиссии, посетовавший на то, что ни в одном театре Харькова не нашлось человека, готового взять на себя ответственность и возглавить один из старейших театров города. А лучше всех, на мой взгляд, итоги прошедшего конкурса подвела Людмила Чечина, честно не голосовавшая ни за одну из предложенных кандидатур. «Я тут не вижу директора театра, — сказала она. – Вижу заместителя директора по хозяйственной деятельности, вижу главного бухгалтера, вижу заместителя директора по работе со зрителем. А вот в целом – не вижу».

Вот так и случилось, что в Харькове, некогда бывшем «столицей театральной провинции», позднее ставшем городом, где Лесь Курбас поставил свои самые звездные, вошедшие в историю спектакли, городе, с которым связаны имена, составившие славу и гордость украинской сцены, – от Гната Юры до Леся Сердюка, от Ивана Марьяненко – до Леонида Тарабаринова и Владимира Маляра, что в этом вот городе один из старейших драматических театров возглавил пусть и неравнодушный, но… пожарный генерал.

Вообще со времени скандального ухода с должности директора Сергея Бычко, который возглавлял театр пять лет и которого «прокатили» на сессии облсовета, хоть он и выиграл конкурс в марте, облсовет уже отдавал «пальму первенства» и Наталье Мысенко, возглавлявшей театр после ухода директора, и Елене Ткаченко, которую в мае намеревалась поддерживать профильная комиссия. Примечательно также, что в современной Украине коллектив театра в назначении директора полностью вынесен за скобки, как и наблюдатели от театральной и прочей общественности – присутствовать могут (и присутствовали числом 3 (три) человека), а вот права голоса или хотя бы замечания не имеют. Какой-то, право же, крепостной театр получается!

В этом можно видеть иронию и веяние времени – в конце концов, в Украине все стремительно мельчает: и идеалы недавней революции, и институт президентства, и губернаторы, почти незаметно сменяющие друг друга и свято верящие в пресловутые «16 с половиной тыщ» актерских зарплат. Вон совершенно непонятно, кто теперь будет подписывать контракт с Винником от имени области – председатель облсовета ведь на днях обвинен в миллионной взятке и только-только вышел под залог. Но судьба украинского театра вообще, театра Пушкина в частности и конкретного конкурса – это очень яркий символ того, что в стране происходит с такими тонкими, с такими хрупкими, с такими неочевидно необходимыми понятиями, как культура и искусство. Они становятся не нужны никому. Ни народным избранникам всех размеров, большинство из которых в театре если и бывали, то — в первый и последний раз – в школьном культпоходе. А большинство из оставшегося меньшинства – максимум посещало громкие, преимущественно скандальные премьеры в столичных театрах и/или особо «престижные» гастроли (ну, знаете, те, где билеты «танцуют» от нескольких тысяч, а местный «бомонд» может наконец проветрить смокинги, бриллианты и платья «от кутюр»). Не нужны они и старикам, давно утратившим вкус к жизни в повседневных заботах, болезнях и попытках разобраться, почему же раньше все было так славно, а теперь стало так страшно. Не нужны они и молодежи, просто-напросто не воспитанной на этих самых культуре и искусстве, верхом театрального зрелища считающей в лучшем случае удачное шоу по телевизору, а то и просто концерт любимой группы. Положа руку на сердце, скажите, какую такую волну протестов вызвал разгром воинствующей серостью сначала «Довженко-центра», а потом – и Украинского культурного фонда?

Да, работники харьковских театров по весне провели несколько акций, протестуя против невыплат зарплат, урезания финансирования и хамского заявления председательши ОГА про все те же «16 с половиной тыщ». И что? Денег подкинули, остроту проблемы малость притупили. Говорят, деньги изыскали путем отъема средств у работников библиотек – те, мол, и вовсе бессловесные (может, и врет молва, но похоже на правду). А при этом у нас же война, у нас борьба с пандемией, у нас один за другим множатся политические и взяточные скандалы… И в любой непонятной… простите, в любой «денежно стесненной» ситуации власти – хоть выборные, хоть назначаемые – привычно запускают руки в карман культуры и искусства. А все, что не соответствует невзыскательному вкусу не слишком образованного большинства, уничтожается, разоряется, закатывается под асфальт. Стоит ли в этой парадигме удивляться тому, что никто из людей искусства не рвется возглавить театр? Вот только тот же Лесь Курбас когда-то говорил: «Когда мы принижаем наши требования до того, что мы можем в наших обстоятельствах, то это не даст никакого прогресса».

Мария Коротаева