Причина авиакатастрофы АН-26Ш под Чугуевом — системные нарушения правил выполнения полетов в ХНУПС им. Кожедуба

Фото: Сергій Бобок / Харків Times

Правительственная комиссия по расследованию катастрофы Ан-26Ш бортовой номер 76, которая произошла 25 сентября под Чугуевом, официально обнародовала результаты работы и назвала причины трагедии.

Об этом Харків Times узнал из доклада председателя комиссии, вице-премьер-министра, министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Олега Уруского на заседании Кабинета министров.

По его словам, согласно плановой таблице, полеты 25 сентября на аэродроме Чугуева начались в 16:00 по схеме «день с переходом в ночь». Экипаж под управлением майора Богдана Кишени выполнил взлет в 18:50, предполагалось восемь полетов с окончанием в 22:50. В 20:35:45 самолет выполнил пятую посадку. «Вместо обруливания и смены членов экипажа командир экипажа майор Кишеня выполнил шестой взлет «конвейером», что означает: посадка и взлет выполняются без остановки самолета на посадочной полосе», — сказал Уруский.

Крушение самолета произошло в 20:44:49 вследствие действия ряда опасных факторов.

«Первым из этих факторов, спровоцировавшим события, которые привели в дальнейшем к катастрофе, стал отказ системы ПРТ-24 из системы управления левого двигателя, что в 20:36:05 привело к возникновению особой ситуации. После установки горизонтального полета экипажем не была выровнена тягу левого и правого двигателей, что стало вторым опасным фактором, повлиявшим на развитие особой ситуации. Выпуск экипажем закрылков на этапе захода на посадку в положение 38 градусов был третьим опасным фактором. Несвоевременный перевод самолета на снижение и ошибочное построение траектории снижения, попытка как можно быстрее выйти на глиссаду вместо снижения с выходом на начало взлетно-посадочной полосы, было четвертым опасным фактором. Учитывая дополнительную тягу третьего двигателя на правом полукрыле, и выпущенные на 38 градусов закрылки, несимметричное увеличение тяги правого двигателя АИ-24ВТ привело к чрезвычайно сложной полетной ситуации. Искусственное создание несимметричности тяги силовой установки было пятым опасным фактором, существенно ухудшившим условия полета», — сказал Уруский.

С 20:44:05 на борту самолета возникает и развивается аварийная ситуация. Неустранение скольжения является шестым опасным фактором, который обусловил переход в 20:44:32 аварийной ситуации в катастрофическую. В 20:44:49 на скорости 100 км/ч с углом крена 75 градусов и углом тангажа 26 градусов самолет столкнулся с землей. По приблизительной оценке, перегрузка в центре масс самолета в момент удара составляла 12 единиц.

По словам Олега Уруского, непосредственной причиной катастрофы стала потеря скорости на предпосадочной прямой, которая привела к сваливанию самолета с последующим столкновением с земной поверхностью.

Причинами катастрофы, которые способствовали ее возникновению, стали:

  • общепринятая в военной части практика выполнения на самолете АН-26 взлетов «конвейером», на одном из которых из-за быстротечности процесса экипаж не смог идентифицировать отказ авиационной техники и своевременно прекратить взлет;
  • отказ системы ПРТ-24 левого двигателя АИ-24ВТ в условиях не предусмотренного плановой таблицей полетов выполнения взлета «конвейером»;
  • общепринятая в военной части практика постоянного превышения установленного одновременного количества и смешивания экипажей курсантов-штурманов и курсантов-пилотов на борту самолета;
  • нарушение плановой таблицы полетов;
  • пребывание в шестом полете на борту самолета лиц, которые не были предусмотрены плановой таблицей полетов, и непрекращение нарушений руководством полетов — руководителем полетов на аэродроме, руководителем зоны посадки и помощником руководителя полетов.

«Главные причины катастрофы — отсутствие действенного контроля за организацией и контролем полетов со стороны должностных лиц Харьковского национального университета Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба системные нарушения правил выполнения полетов в университете, недостаточная профессиональная подготовка экипажа к действиям в особых ситуациях, осуществлению всестороннего анализа характера локального отказа авиационной техники с моделированием правильных и слаженных действий для предотвращения перерастания особой ситуации в катастрофическую», — резюмировал Уруский.

Он сообщил, что по результатам расследования подготовлен ряд предложений с целью недопущения подобных авиакатастроф в будущем. Все материалы, которые наработаны правительственной комиссией, будут переданы в правоохранительные органы, которые продолжают осуществлять следственные действия с целью установления непосредственных виновных в трагедии.

Как сообщал Харків Times, на борту самолета находилось 27 военных, 25 из них погибли во время катастрофы. Один курсант, получивший 90% ожогов тела, умер на следующий день в больнице.

Единственный выживший после падения военного самолета АН-26, курсант ХНУВС Вячеслав Золочевский, после падения пытался спасти своего товарища.

Член Комитета Верховной Рады по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Ирина Верещук (фракция партии «Слуга народа») заявила во время брифинга 30 сентября, что комитет планирует передать правоохранителям информацию о возможных системных нарушениях в Харьковском национальном университете Воздушных сил им. И. Кожедуба, имевшие место еще до катастрофы Ан-26Ш.

Минобороны сообщило 23 октября, что начальник Харьковского национального университета Воздушных сил Александр Туринский отстранен от выполнения служебных обязанностей до окончательного официального установления всех обстоятельств и причин катастрофы.