Больше трэша или лайк как мерило успеха

Утром в последний день апреля Харьков всколыхнуло страшное известие, что в Подворках, практически в черте города, 38-летняя женщина отрезала голову своей 13-летней дочери. Неадекватная мать с головой девочки в пакете и ножом в руках металась, голая, по Полтавскому шляху в районе Залютино, где и была задержана стражами правопорядка.

История сама по себе ужасна и не укладывается в голове. Но вскоре в социальных сетях начали появляться видео задержания женщины, снятые из проезжавших мимо автомобилей, и фотографии. На фото — обнаженная женщина в крови и голова девочки в пакете и вне его. Фотографии разошлись по средствам массовой информации, но в СМИ хотя бы «замыливали» обнаженное тело и страшное содержимое пакета. Социальные сети такие «мелочи» не волновали.

И в связи с этим возникает сразу несколько вопросов, прежде всего, к правоохранительным органам. Во-первых, каким образом эти фотографии, снять которые не мог никто, кроме представителей этих самых органов, стали достоянием «широкой общественности»? Будет ли это должным образом расследовано? Найдут ли виновника (виновников) и понесут ли они адекватное наказание? Кроме того, интересует, будут ли привлечены к ответственности те, кто опубликовал шокирующие снимки? Помнится, Ювенальная прокуратура области открыла уголовное производство по ч. 3 ст. 300 УК Украины в отношении создателей фильма «Дау. Дегенерация» на основании «анализа данных в сети интернет». И очень интересно, как уважаемые органы прокуратуры расценят публикацию изображений обнаженной окровавленной женщины и отрезанной детской головы в той же сети?

На мой взгляд, вся эта ситуация должна заставить современное украинское общество задуматься. В том числе о роли и месте средств массовой информации в его, общества, жизни. Социальные сети стали для народа источником информации и начали успешно конкурировать с привычными СМИ несколько лет назад. Многие аналитики в то время даже приветствовали появление совершенно новой «народной журналистики» и предсказывали скорую гибель традиционным СМИ. Гибели не случилось. «Народной журналистики», впрочем, тоже. Оказалось, что всевозможные паблики, растущие на просторах интернета, как грибы после дождя, неспособны ни к системной работе, ни даже к поверхностному анализу событий, а главное — совершенно не желают, да и не могут придерживаться хотя бы минимальных стандартов, которых общество все еще требует от традиционных СМИ. Публикация слухов, сплетен и просто «сливов» из различных источников, явная ангажированность части пабликов и их прослеживаемая афиллированность с теми или иными структурами (в том числе и силовыми) не позволяют относиться с доверием к публикуемой информации.

Но именно благодаря этой игре без правил, их аудитория значительно больше, чем аудитория традиционных СМИ. Прослеживается любопытнейшая тенденция: те люди, которые от нас, традиционных, требуют «соблюдения стандартов» — особенно в тех случаях, когда они по тем или иным причинам не удовлетворены написанной по стандартам публикацией, — те же самые люди в соцсетях и своих письмах в редакцию зачастую требуют от нас именно нарушения стандартов и журналистской этики. Они возмущаются, почему мы не разоблачаем того или иного злодея в то время, как «все же знают и в пабликах честно пишут», что он таки злодей. Они принимают ту или иную сторону в конфликте — и того же требуют от СМИ, и возмущаются любой попыткой объективности. В сущности, они требуют, чтобы СМИ «писали правду», не заботясь о доказательствах и факт-чекинге. Часто нас напрямую призывают просто к нарушению законов и выходу из правового поля. Эти люди (поверьте, их очень много) не задумываются о том, что любое СМИ за неправдивую информацию может быть привлечено к ответственности. А вот паблики в соцсетях, все эти многочисленные телеграм-каналы — фактически не могут. А потому они всем удобны. Удобны тем лицам и структурам, которые стоят за частью из них, поскольку являются каналом слива нужной информации. Удобны «пересічним громадянам», чьи нервы они успешно щекочут. Не скрою, удобны и традиционным СМИ.

Было бы несправедливо обойти вниманием роль пабликов как начального источника информации, с которого начинаются многие наши материалы и расследования. Безусловно, мы благодарны этим безымянным «санитарам леса» за наводки, позволяющие нам задавать нужные вопросы соответствующим официальным лицам. Да, без наводок из соцсетей общество никогда не узнало бы о многих вопиющих ситуациях, о многих преступлениях, о многих злоупотреблениях. В этом роль телеграм-каналов трудно переоценить и нельзя недооценивать. Официальные источники достаточно часто стараются если не полностью скрыть, то как минимум, замолчать ситуации, «неудобные» для властей, всевозможных ведомств и отдельных личностей. Информация от очевидцев событий и «небезразличных граждан», которые ежедневно делятся с миром сотнями фото и видео материалов и сообщений, позволяет и журналистам узнавать о происходящих событиях в режиме реального времени и требовать официального подтверждения или опровержения этой информации. Именно благодаря информации из сети, мы успеваем оказаться в нужное время в нужном месте, запросить по официальным каналам комментарии и начать расследовать события, которые в противном случае могли бы остаться вне внимания общества и СМИ. Мы безусловно благодарны за это авторам сообщений в пабликах. Ни одна редакция не сравнится хотя бы по количеству со всем этим корпусом автомобилистов, просто прохожих, жителей спальных районов, покупателей в магазинах и домохозяек во дворах.

Вот только не следует требовать от нас, традиционных СМИ, той же легкости и безответственности в обращении с информацией. Мы связаны не только и даже не столько требованиями законодательства, сколько «законами жанра» — стандартами профессии, профессиональной этикой и воспитанным годами чувством ответственности перед обществом. Проблема лишь в том, что обществу давно уже хочется только «хлеба и зрелищ», от СМИ оно ждет, чтобы «сделали красиво», или пощекотали нервы, или поддержали определенную сторону любого конфликта. Создается впечатление, что на самом деле от нас никто не ждет никакого «соблюдения стандартов» — в том случае, разумеется, если мнение редакции совпадает с мнением читателя. А вот если не совпадает — о, тут спектр широк, в диапазоне от «не соблюдаете!» до «вы все врете!». А паблики и интернет-каналы общество, не вдаваясь ни в какие подробности, тоже считает средствами массовой информации, вовсе не отличая их от нас, традиционных. И тянется к трэшу и скандалу, к бездоказательным обвинениям и нечистоплотным сливам, обвиняя СМИ в заангажированности и трусости. И голосует лайками. А количество подписчиков, лайков и заходов — становится сигналом для и без того редких ныне рекламодателей, единственным критерием «влиятельности», «успешности» и «уважаемости» СМИ.

Что с этим делать я, честно говоря, не знаю. И не до конца понимаю, как выживать в условиях дикого рынка тем, кто по-прежнему пытается придерживаться хоть каких-то стандартов и руководствоваться соображениями профессиональной этики и элементарного здравого смысла. В обществе, которое этот самый здравый смысл, похоже, потеряло.

Прошу считать эту публикацию официальным запросом в полицию и прокуратуру относительно расследования путей попадания фотографий с места задержания в социальные сети и публикации шокирующего контента в некоторых телеграм-каналах.

Мария Коротаева, главный редактор Харків Times

Как сообщал Харків Times, утром 30 апреля в Харькове несколько экипажей патрульной полиции задержали голую женщину с пакетом, внутри которого, как выяснилось позже, находилась отрезанная голова 13-летней девочки.

Ювенальная прокуратура Харьковской области процессуально руководит расследованием, открытым по двум статьям Уголовного кодекса по фактам возможных пыток детей в фильме российского режиссера Ильи Хржановского «ДАУ. Дегенерация», а также возможной пропаганды «культа насилия, жестокости или дискриминации» в этом фильме.