В Берлине открылась выставка работ Бориса Михайлова

Фото: Игорь Магрилов / Ігор Магрілов, Berlin-Visual

15 марта во влиятельной галерее фотографии и визуального искусства C/O Berlin, ныне расположенной в самом сердце западной части Берлина, открылась выставка знаменитого украинского фотомастера Бориса Михайлова под названием Before Sleep/After Drinking («Перед сном / После выпивки»). Поскольку в этот вечер презентовалась также интересная экспозиция Double Take международного фотодуэта Cortis & Sonderegger, очередь перед входом выстроилась внушительная. С уверенностью можно сказать, что значительная часть этих любителей фотографии пришли посмотреть именно знаменитые работы Михайлова, получить заветный автограф мастера на его фотоальбомах, сфотографироваться с ним и пожать руку. Среди пришедших были замечены известные творческие личности не только из столицы Германии, но и из Украины.

Борис Михайлов вместе с женой Витой давно живёт и трудится в Берлине, но и о родном Харькове не забывает. Напомню, что его работы находятся в ведущих музеях мира, а сам он является единственным украинским обладателем самой престижной премии в области фотографии — The Hasselblad Foundation International Award in Photography. Снимать Борис начал во второй половины 60-х годов прошлого века, и даже обвинялся КГБ в порнографии за фотографии его обнажённой жены. Международную известность мастеру принесли жёстко реалистичные снимки советской действительности.

Как сказала вашему корреспонденту Вита, предложение провести нынешнюю выставку поступило от галереи C/O Berlin, которая долго и настойчиво добивалась согласия. В экспозиции, приуроченной к 80-летию Бориса Михайлова, представлено более 400 фотографий разных периодов, которые дают самое полное представление о его творчестве. Коллекция работ занимает целых три зала, а ещё в одном демонстрируется интересный документальный фильм о творческом становлении харьковского фотохудожника.

Первые посетители с интересом рассматривали фотографии и долго обсуждали зацепившие их снимки. Работ, которые могут шокировать, действительно много. Тут и обнажённая натура, и уродливые бомжи, и валяющиеся прямо на асфальте пьяницы, и трудные подростки, и неблагообразные бытовые сцены… Не зря многие считают, что работы Бориса Михайлова не просто остросоциальные, но и политические — выносят приговор социалистическому строю. Присутствуют на выставке и ранние экспериментальные работы — специально ухудшенного качества, раскрашенные и с сопроводительным рукописным текстом. Есть тут и знаменитые большие снимки обнажённого Бориса Михайлова с фалоиммитатором, сделанные Викторией. На видео, которое экспонируется на большом экране, мелькают и снимки современной Украины.

Критики считают Бориса Михайлова одним из важнейших летописцев советского общества. Мир на его фотографиях всегда мрачен, он живописует изгоев общества, окуная зрителей в нищету, отчаяние, наготу. Это честная и безжалостная фотография на грани вуайеризма. Художник нарушает все табу, его эстетика легко узнаваема, поэтому неудивительно, что Михайлов оказал огромное влияние на искусство современной фотографии и заслужил мировое признание.

Делая репортаж о выставке, я услышал, как один из посетителей сказал другому, что такие снимки есть у всех, кто жил в эпоху СССР. Я думаю, что это не единичное мнение. Для кого-то некачественные экспериментальные снимки могут показаться не относящимися к искусству, и такие снимки, действительно, можно найти в архивах очень многих людей, увлекающихся фотографией. Но нельзя не заметить, что многие репортажные, да и постановочные снимки тоже, пусть и не снятые на дорогую среднеформатную камеру, это просто отличные свидетельства своего времени. Многие ли тогда снимали сексуальность людей, выброшенных на обочину жизни, или времяпровождение трудных подростков? Для этого нужно иметь определённую смелость. Хотя бы для того, чтобы всё это демонстрировать обществу. Поэтому можно, конечно, говорить о том, что такие снимки есть у многих, но всегда трудно быть первым, а Борис Михайлов был одним из первых, кто целенаправленно снимал такие рисковые серии. Красивых девушек в мире много, но многие ли из них участвуют в конкурсах красоты и борются за звание «мисс»? Да и кто вообще сказал, что в фотографии важно только умение снимать что-то оригинальное? Необходимо просто оказаться в нужное время в нужном месте, а потом не менее важно, чтобы тебя заметили, чтобы заработал механизм раскрутки. Всё это должно сойтись, чтобы состоялся мастер мирового уровня. У Бориса и Виты всё сложилось, у кого-то, даже с хорошим фотоархивом, — нет.

Я вот, рассматривая работы Михайлова, подумал совсем о другом. Это тоже относится к месту и времени. К сожалению, в наш век тотальной защиты персональных данных практически нереально снять и опубликовать такие снимки. В Европе так уж точно. Кто-то попал в объектив? Запрещено, нужно спросить у него разрешение на публикацию! Дети в кадре? Да вы что, это вообще табу! Снял спящего пьяного бомжа? А ты убедился, что ему в этот момент не было плохо, что он не требовал помощи, а то можно и под статью загреметь! Здание на заднем фоне оказалось? А может это частное владение — нельзя! Уличную фотографию практически убили. Ещё сейчас при желании на любой снимок могут навесить ярлыки — от обвинений в сексизме до нарушения всех основ толерантности. А есть и другая сторона современной жизни. Связанная с социальными сетями. Если взять во внимание, что со смартфонами с хорошими камерами не расстаются даже дети, то ныне удивить кого-то самыми стрёмными снимками крайне сложно. Достаточно посмотреть хотя бы фотографии, сделанные на «вписках» подростками в России или в Украине, чтобы понять всю степень откровенности бытописания. Просто возводить всё это в ранг искусства, объединять в серии и устраивать масштабные выставки никто не спешит. Хотя кто знает, что нас ждёт.

Как бы то ни было, повторюсь, Борис Михайлов со своими новаторством и смелостью оказался в нужном месте в нужно время и стал легендой. Обсуждать теперь, что у кого есть нечто похожее в архивах, и состоялся бы он сейчас, уже не имеет особого смысла.

Текст и фото: Игорь Магрилов, Berlin-Visual