Скандальная реконструкция в центре города: как это делается в Харькове

Фото: Сергій Бобок / Харків Times

Реконструкция части территории так называемого «Сквера с вечным огнем» перед Успенским собором в Харькове приобрела скандальный оттенок в харьковских СМИ и соцсетях. Возможно, это снизило пиар-эффект от его открытия за несколько дней до Дня города. Да и собственно самого открытия не было – просто закончились работы, и чувствительные к городским властям паблики начали разгонять фото сквера. Претензий к тому, что там было сделано, немало и у архитекторов, и у активистов. Дополнительную остроту ситуации добавляет то, что в этой ситуации просто идеально четко отразились все недостатки, присущие подходам городских властей к градостроительным проблемам. На сегодняшний день эти подходы в значительной степени повторяют практику времен покойного Геннадия Кернеса. И, к сожалению, есть основания ожидать новых «освоений» городского бюджета на, по крайней мере, «спорные» проекты.

Что это за место

Территория нынешнего сквера находилась в пределах харьковской крепости. Исследователи считают, что именно на этой территории находился двор харьковского полковника, на схемах Харькова середины 18 века – полковая ратуша. Затем там построили шесть одноэтажных зданий палат Присутственных мест. В 1785 году эти дома снесли, а на их месте начали строительство двух-трехэтажного каменного здания Присутственных мест. В 1805 году в дом, который так и не был окончательно достроен, перевели Губернское правление. В середине 19 века недостроенный дом снесли и на его месте построили новый трехэтажный дом Присутственных мест. После октябрьского переворота 1917 года в нем расположились различные организации новой власти, в том числе Харьковский губком КП(б)У и губисполком. В 1928 году все организации перевели в Госпром. В 1932—1933 годах здание было реконструировано и достроено в стиле конструктивизма, и в нем разместился Всеукраинский Дом Красной Армии имени К. Е. Ворошилова. Во время Второй мировой войны здание было значительно повреждено. В начале 50-х годов здание разобрали, а на его месте в 1954 году разбили сквер. В 1957 году в нем открыли Памятник борцам Октябрьской революции, а в следующем году в сквере зажгли Вечный огонь.

Смотровая площадка недалеко от него стала популярным местом прогулок и фотографирования с видом на Благовещенский собор. На углу сквера некоторое время работал киоск, где продавали открытки и литературу по истории города, а также сувениры с харьковской символикой. Кроме того, в сквере по выходным продавали свои работы харьковские художники, но впоследствии они переместились в соседний Соборный сквер (или Каскадный, до эпохи повышенной чувствительности городских властей к пожеланиям УПЦ). Со стороны Губернаторского дворца, в котором начинал работу Харьковский университет, сначала какие-то очень почтенные восточные люди открыли кафе, а затем на его месте построили торговый центр. Строительство в историческом ареале вызвало много шума неравнодушных граждан, шум ни к чему не привел, ТЦ так толком и не заработал.

Весной 2015 года активисты заменили табличку на памятнике — вместо надписи в честь борцов Октябрьской революции повесили надпись «Героям, отдавших жизнь за независимость и свободу Украины» и покрасили флаг на памятнике в цвета украинского флага. Это привело к конфликту городских властей и активистов, который закончился победой последних. Именно новый декор и «переосмысление» спасли памятник от декоммунизации.

Тендеры и деньги

Летом 2019 года специализированное коммунальное предприятие «Харьковзеленстрой» решило провести текущий ремонт сквера. Эта радость обошлась горожанам в 199,4 тыс. гривен, работы закупили у единственного участника — ООО «Адванс Форс». В начале 2021 года Управление экологии и благоустройства Департамента ЖКХ горсовета объявило тендер на «восстановление элементов благоустройства территории северной части сквера у Вечного огня» (именно той, которую реконструировали сейчас) стоимостью 6,32 млн гривен, но торги не состоялись. В 2024 году сквер, в котором не то чтобы большой пешеходный трафик, снова решили отремонтировать — почти точно на такую же сумму, 199,5 тыс. гривен, но работы выполняло ООО «КС Девелопмент». Что там именно ремонтировали – не совсем понятно, потому что данных в Прозорро очень мало, но оба этих ремонта какого-либо резонанса не вызвали.

 

Но уже в феврале 2025 года «Харьковзеленстрой» заказывает разработку проектной документации на капитальный ремонт того же сквера и благоустройство прилегающей территории, «с учетом прохождения экспертизы». Конечно, никакие детали закупки не обнародованы, ведь идет война, известно только, что стоимость проектных работ составила 1,476 млн гривен, а проектировщиком стало ООО «РС ИНЖЕНЕРИНГ». Тогда Харьковский антикоррупционный центр отметил, что эта фирма является одним из главных фаворитов Харьковского горсовета в сфере проектных работ. До недавнего времени эта фирма была соучредителем ООО «Научное предприятие «Центр развития современного электротранспорта» (в августе 2024 года переименовано в ООО «Безопасные коммуникации»), где директором был бывший руководитель «Городелектротранса» Алексей Палант. Владельцем ООО «РС-Инжиниринг» является Денис Захаров. Ранее Денис Захаров был главным инженером компании «ВСП Констракшн», которая занималась реконструкцией трамвайных переездов в Харькове в течение 2012-2015 годов. По данным ХАЦ, тогда в смету вписывали рельсы с трехкратно завышенной стоимостью.

Интересно, что все работы по этому договору должны были быть завершены в декабре 2025 года, но уже 19 мая активист Павел Храмов обнародовал в соцсетях… визуализацию проекта реконструкции сквера, подчеркнув, что там УЖЕ идут строительные работы. «А вам нормально, что последние годы один подрядчик проектирует буквально все общественные пространства в городе без общественных обсуждений? Если вы посмотрите на картинку с картой, то поймете его аппетиты», — писал он. — «Вот этот странный велопешеходный мост через Лопань еще появляется в концепции развития велосети, которую разрабатывала, сюрприз, та же компания. Эта же компания разработала реконструкцию Лопанской набережной, на которой также начались какие-то работы. Возможно, это классные специалисты, которые знают, как рисовать классные проекты, но они не имеют права единолично решать, как будет выглядеть историческое сердце города Харькова! Это база».

Кстати, на этих картинках можно увидеть, что работы должны охватить всю территорию сквера, в то же время на момент выхода этого материала реконструирована только его часть. Также стоит обратить внимание на одну из визуализаций, на которой изображена схема работ по реконструкции исторического ареала. Сквер входит туда как один из этапов, а вообще там еще реконструкция Соборного сквера, Лопанской набережной, недавно реконструированного сквера с флагштоком, строительство двух пешеходных мостов — через Соборный спуск и через реку Лопань…

Заметим: речь идет об историческом ареале города. И – никакой публичности, никаких обсуждений, конкурсов…

20 июня на сайте горсовета появляется сообщение о том, что в сквере у Вечного огня укрепляют склон – продолжаются «неотложные работы по капитальному ремонту».

Фото: www.city.kharkiv.ua

Решение о начале работ приняла Городская комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций после обследования территории, в ходе которого был зафиксирован оползень на склоне сквера. Пресс-служба мэрии цитирует заместителя городского головы — директора Департамента строительства и дорожного хозяйства Дмитрия Липового: «Наш город находится под постоянными ракетными ударами. Детонация вызвала оползень на склоне. Если бы мы не приняли срочные меры, это могло бы привести к трагедии: внизу расположены улица Клочковская и спуск, и есть реальная угроза для жизни людей». На объекте выполняют работы по укреплению склона сваями, снятию насыпного грунта, а также строят разгрузочную площадку, чтобы уменьшить нагрузку на склон. Кроме того, составной частью проекта является обустройство системы водоотведения. Липовой отметил, что сквер находится в старой части города, которая не имеет ливневой канализации, что также угрожало дальнейшими разрушениями. После завершения строительных работ территорию приведут в порядок — в частности, заменят покрытие, поврежденное во время работы тяжелой техники. Капремонт продлится ориентировочно до 1 августа.

На самом деле он длился до 20-х чисел августа, и работы далеко не ограничились ремонтом – фактически это была реконструкция, потому что в сквере появились новые скамейки, перепланировали газоны, заменили часть ограды и даже установили странную металлическую конструкцию в виде сложенного «пирамидкой» хвороста – и обустроили небольшой амфитеатр вокруг него. Массивная бетонная конструкция была установлена именно там, где велись «аварийные работы».

 

О какой детонации идет речь – неизвестно, непосредственно в район сквера ничего не прилетало. Еще в начале полномасштабного вторжения враг нанес ракетный удар по площади Конституции, а в августе 2022 года – по Павловской площади. Но эти локации расположены далеко не рядом со сквером, да и во время ремонта в 2024 году об аварийности речи не шло.

«Этот склон не менялся. Я его помню с детства — геометрии он не менял. Всю войну я была здесь, ничего туда не прилетало, возле этого склона… Если были какие-то исследования, пусть они нам покажут, какие там исследования были и что туда прилетело. Более того, нигде в мире не укрепляют склоны с помощью бетонной плиты, нагруженной сверху на склон. Это нонсенс», — сказала в прямом эфире радио «Накипіло» харьковский архитектор, руководитель архитектурной студии SBM Studio Ольга Клейтман.

«На территории цитадели харьковской крепости, в сквере напротив Успенского собора, местные власти проводили реконструкцию. Непонятно вообще, кто дал разрешение ее проводить, да еще по такому сценарию. Это же не просто какой-то участок земли, это историческое место. Был сдвиг грунта на валах? Почему не привлекли к его изучению археологов? Это же важный момент для изучения истории города. Вообще, если бы уже все делать по уму, то этот сквер давно нужно было отдать для изучения археологам, здесь был воеводский двор, потом стоял дом Квиток, возможно сохранились интересные детали по укреплениям крепости, в конце концов найти остатки Тайницкой башни с подземным ходом к колодцу. Однако все эти процессы нужно обсуждать с общественностью», — считает харьковский историк и краевед, автор многочисленных публикаций по истории Харькова и Слобожанщины Андрей Парамонов.

Активист, участник Евромайдана Владимир Чистилин обратил внимание на то, что общественность предлагала в этом сквере создать Аллею Героев – в память о тех, кто погиб за Украину: «Даже Кернес (бывший мэр Харькова Геннадий Кернес, у которого были напряженные отношения с активистами – ХТ) в свое время соглашался. Существует проект и понимание, как это должно было быть. Но все зависит от оптики восприятия войны. Взгляд на нее городских властей отражают фотографии 2022 и 2025 годов. После архитектурного вигвама в исторической части Харькова не хватает только киоска шаурмы для восторженной публики».

Кстати, остается неизвестным, кто и за какие деньги проводил работы – они на тот момент еще не закупались. Только 10 июля состоялась закупка работ у ООО «Научно-производственная фирма «Технологии энергосбережения» на сумму 35,158 млн гривен, то есть когда работы в сквере уже велись. Всего же, включая оплату за проект, авторский и технический надзор, электромонтажные работы по внешнему электроснабжению сквера, на данный момент городская община уже потратила на реконструкцию сквера более 40 млн гривен. Действительно ли это необходимо в городе, в 30 километрах от центра которого идут бои и который регулярно обстреливает враг?

Огни на крепостях и альтернативная история

Ближе к завершению работы в соцсетях стали появляться сообщения горожан, которые уже посетили сквер – как положительные, так и отрицательные. А Ольга Клейтман выложила ссылку на фото конструкции американского производства, на которую была похожа установленная в Харькове. Фирма производит такие «костры» с 2009 года, они установлены, в частности, в Вашингтоне и во Флориде.

«Мы же оказались еще более вторичными. Мы сделали копию. Мы сделали, как это делают китайцы. Они смотрят на какой-то предмет и делают немного хуже. Мы сделали копию этого. Если же мы боремся с провинциальностью, мы прежде всего не должны использовать ничего вторичного идеологически, а уже подделывать какую-то продукцию — это в современном мире вообще не ок», — отметила она. Клейтман также посчитала, что для того, чтобы в этом «очаге» горел газ, нужно тратить 14 кубов в час – это будет стоить горожанам 4 млн гривен в год.

В ответ Харьковский горсовет опубликовал информацию, в которой приводится мнение архитектора, художника и известного в городе гида Максима Розенфельда: «По его словам, новая инсталляция Вечного огня отходит от советской трактовки и связана с древней историей места. В частности, напоминает о сигнальных кострах. Их зажигали в казацких крепостях, в которых жили свободные люди, для предупреждения об опасности».

«Полное незнание истории крепости Харькова! Никаких сигнальных костров в крепостях Белгородской линии не существовало, в теплое время года даже печь затопить было нельзя — так боялись пожара. Для подачи сигнала на Никольской башне была вестовая пушка и вестовой колокол, а для донесений в крепости по линии отправлялись служилые люди», — так прокомментировал это заявление Андрей Парамонов.

Изменений не ожидать?

«Мы очень активно пообщались о том, что «сигнальный костер» в сквере напротив Успенского собора — это плохо. А что дальше? Неужели никто не видит, что, судя по этому проекту, была срыта значительная часть крепостных валов харьковской крепости! Никто за это не будет наказан? Черных археологов мы готовы наказывать за раскопки, а здесь, в центре города, можно сказать, в археологическом заповеднике, просто убрали часть крепости, и все ОК? А где же наша славная служба по охране культурного наследия?», — спрашивает Парамонов.

Более того, мэрия так и не сделала ни одного шага, чтобы обсудить ситуацию с журналистами и активистами.

Между тем, харьковчан ждут новые проекты реконструкции за их счет. Так, на Университетской горке возле сквера еще есть большие лестницы, которые спускаются от корпуса УЗПИ до начала Полтавского Шляха. С ними явно тоже что-то не так, но мэрия еще не сообщила, что именно. Может, и не сообщит. Проектировать капитальный ремонт будет коммунальное предприятие «Харьковский архитектурно-проектный центр» за 122,1 тыс. гривен, а ремонтировать будет ООО «КС Девелопмент» за 9,5 млн гривен.

То же КП за 35 тыс. гривен разработает проектную документацию на капитальный ремонт Лопанской набережной на участке между ул. Гостиный двор и ул. Полтавский Шлях. И отдельно – на капремонт лестницы к воде на этой набережной в районе дома по ул. Красные ряды, 14 за 40,6 тыс. Это совсем недорого, конечно, но ведь это один из участков в центре, о котором мы упоминали выше. И снова – без конкурса проектов и никакой публичной информации, кроме тендерной.

Надо, видимо, немедленно проводить капитальный ремонт и благоустройство территории зеленой зоны на склонах вдоль ул. Полтавский Шлях почти от путепровода и до ныне покойного Холодногорского рынка. Уже и два проекта заказали, потому что склонов два. Один — на участке между ул. Еленинская и пер. Рылеева (89,9 тыс. гривен), второй — между ул. Озерянская и пер. Рылеева (105,1 тыс. гривен). Проектировать будет все тот же «Харьковский архитектурно-проектный центр». Он же за 100,5 тыс. гривен спроектирует «восстановление элементов благоустройства (капитальный ремонт) территории аллеи вдоль сада площади Свободы (инв. №1083115) по адресу: ул. Сумская, 35». Там нет склона – даже трудно догадаться, что там может угрожать жизни людей, кроме обстрелов…

Вы не знали? И мы не знали. А подарок горожанам только тогда подарок, когда — сюрприз. Ситуация вокруг сквера на Университетской горке показала, что нынешняя власть города не стремится обсуждать проекты по реконструкции города ни с горожанами, ни с независимыми от нее специалистами. Когда-то в городе существовало понятие «конкурс», даже при советской власти. Сегодня мы видим кулуарность и спорные проекты

Харків Times обратился в Департамент по делам информации и связям с общественностью с просьбой прокомментировать основные тезисы, изложенные в этом материале. Пока ответа мы не получили. Надеемся, что общение впоследствии все же состоится, и если это так – обязательно изложим позицию горсовета.

Текст: Мария Коротаева

Фото: Сергей Бобок

Робота над цим матеріалом стала можливою завдяки проєкту Fight for Facts, що реалізується за фінансової підтримки Федерального міністерства економічного співробітництва та розвитку Німеччини.