Международные партнеры готовы участвовать в проектах восстановления инфраструктуры Харькова, но «очень осторожно» относятся к восстановлению жилья в прифронтовом городе во время войны.
Об этом Харків Times узнал из сегодняшнего, 6 января, выступления мэра Харькова Игоря Терехова в эфире нацмарафона.
«Инфраструктура города — одно дело, и здесь мы имеем поддержку международных партнеров по восстановлению водо-, теплоснабжения, созданию так называемого «энергетического острова» — такую поддержку мы имеем. Когда речь идет об восстановлении жилых домов, очень осторожно сегодня относятся к этому наши международные партнеры. Все говорят: «Кончится война — будем инвестировать, будем помогать», — отметил Терехов.
И такая точка зрения действительно вполне понятна. По крайней мере, на сегодняшний день горсовет во главе с Тереховым ни разу не обнародовал достоверную статистику, сколько на самом деле жителей Харькова покинули город и эвакуировались в западные области Украины или зарубежные страны. С другой стороны, есть только достаточно приблизительные цифры прироста населения за счет эвакуированных из опасных мест Харьковской области, которые остаются в Харькове. У общественности нет никаких правдивых выкладок по поводу того, сколько именно харьковцев твердо планируют вернуться в родной город после окончания боевых действий, а также и сколько эвакуированных из области (или соседних областей) планируют осесть в Харькове.
То есть власть, говоря о восстановлении жилья, на самом деле не может (или не хочет) называть цифры его необходимого количества. Достаточно пройти по городу в вечернее время, чтобы собственными глазами убедиться в том, что население Харькова за время российского вторжения и постоянных обстрелов и бомбардировок уменьшилось по меньшей мере в половину – достаточно просто сосчитать освещенные окна в некогда заселенных домах. Похоже, проблему жилья еще долго придется решать не строительством нового и даже не восстановлением разрушенного, а просто изобретая механизмы перераспределения имеющихся площадей.
С другой стороны, известно о жителях разрушенных русскими домов, протестующих против сноса своего непригодного для жизни жилья. К сожалению, их также можно понять, поскольку эти протесты порождены не столько трогательной привязанностью к стенам, сколько привычным недоверием к власти и опасением провести всю последующую жизнь в стенах общежитий или «городков для эвакуированных». Понятно, что перед властью стоят и немалые вызовы в виде тотальной неоплаты за жилье и коммунальные услуги – ведь трудно получить квартплату, когда владелец квартиры уже третий год платит эти средства муниципалитетам Германии или Польши. Похоже, именно эти проблемы придется решать, прежде чем дойдут инвестиции до восстановления разрушенного жилья в Харькове.
За последний месяц 2024 года русские, чьи обстрелы были даже менее плотными, чем в другие месяцы прошлого года, повредили в городе 115 домов.
Как сообщал Харків Times, по сведениям мэра Терехова, в результате обстрелов русской армии в Харькове в 2024 году было повреждено 2658 жилых домов.