Рабочая группа, созданная областным советом из депутатов и представителей профильного департамента Харьковской обладминистрации, завершила работу и высказалась за сохранение Харьковской Академии непрерывного образования (ХАНО).
Об этом Харків Times узнал из сообщения в Facebook члена рабочей группы, председателя постоянной комиссии Харьковского областного совета по вопросам науки, образования и духовности Галины Куц.
Еще в январе 2024 года в академию, которая занимается повышением квалификации учителей области, поступило письмо от Департамента науки и образования ХОВА с предложением провести трудовое собрание коллектива по присоединению к другому заведению.
«Мы тогда в январе собрали комиссию по вопросам науки, образования и духовности. И я задала резонный вопрос Директору Департамента образования и науки: на каком основании нарушается законодательство? Ведь, согласно Уставу ХАНО, вопросами реорганизации учреждения занимается тот, кто его создал: то есть, Харьковский областной совет. В ответ Директор Департамента сказала что-то вроде того, что они просто интересовались ситуацией и уже не будут проявлять таких реорганизаторских инициатив», — написала Куц.
2 сентября Харьковская ОВА направила пакет документов в областной совет с инициативой о «прекращении» ХАНО. Сами работники академии об этом узнали случайно. В документе речь шла о прекращении ХАНО «путем реорганизации (присоединения) к коммунальному учреждению «Харьковская гуманитарно-педагогическая академия» Харьковского областного совета».
«Но ведь заведения последипломного образования для учителей, согласно законодательству, должны существовать в каждой области и финансироваться из местных бюджетов. Харьковская ОВА вдруг решила создать прецедент: заведение, которое занимается повышением квалификации учителей, хотят присоединить к заведению, обучающему студентов, которые только готовятся стать учителями. Но ведь это настолько разные функции образовательных учреждений, что непонятно, зачем их совмещать. Тем более, что финансово областной бюджет ничего не выиграет. Потому что при условии сохранения кадров, финансирование, скорее всего, будет на прежнем уровне. Перед ХАНО сейчас стоят очень важные вызовы: они занимаются переобучением педагогов для «Новой украинской школы». Именно поэтому Министерство образования и науки в марте 2024 года разослало приказ (письмо — ХТ) по областным администрациям с просьбой поддерживать деятельность институтов, занимающихся переобучением педагогов. Поддерживать, а не уничтожать под соусом оптимизации», — отметила Куц.
Она также отметила, что в разделе 5 «Финансово-экономическое обоснование» ХОВА указала неверные данные, которые Куц считает сфальсифицированными, чтобы с их помощью осуществлять давление на депутатов. В документе указано, что смета ХАНО составляет более 173 млн. грн. в год. «Но это неправда, потому что смета составляет чуть более 30 млн. в год. То есть, в финансовом обосновании якобы случайно перепутана смета двух разных заведений», — отметила Куц.
11 сентября было запланировано заседание профильной постоянной комиссии облсовета, на котором депутаты должны были рассмотреть проект решения, но неожиданно не хватило кворума для его проведения. 18 сентября заседание комиссии все же состоялось. Перед его началом депутаты могли ознакомиться с письмом, подписанным сотрудниками ХАНО, в котором они не согласны с ликвидацией учебного заведения. Также с письмом о поддержке заведения обратилась в комиссию нардеп Виктория Кинзбурская.
Обсуждение вопроса продолжалось более часа. Директор департамента науки и образования ХОВА Ольга Беспалова свое выступление сфокусировала на утверждениях о неэффективной деятельности ХАНО. Сама Куц обратила внимание на то, что еще в январе претензий к академии со стороны ХОВА не было. Беспалова заявила, что в январе эти недостатки еще не были видны, а через восемь месяцев департамент ХОВА их увидел. Впрочем, позже она заявила, что «у нас основной акцент не на том, какой плохой ректор, какая плохая академия, и что они чего-то не делали — у нас основной акцент на том, что у нас происходит дублирование полномочий». Кому интересны детали — могут посмотреть его видеозапись (с 6:40), может, вам будет более понятна логика ХОВА. Ректор ХАНО Любовь Покроева назвала оценку деятельности академии со стороны ХОВА «недостоверной информацией». «Никакой проверки у нас не было, более того, за время каденции Ольги Игоревны ни разу она в нашем заведении не была — ни она, ни кто-либо из работников Департамента. Наша работа никем не изучалась, и никаких замечаний к нашей работе не было», — сказала Покроева, и ответила на обвинения со стороны обладминистрации.
В итоге, профильная комиссия не поддержала проект о прекращении деятельности ХАНО — не было ни одного голоса «за». 2 октября распоряжением председателя облсовета Татьяны Егоровой-Луценко была создана рабочая группа, которая должна была изучить деятельность академии и целесообразность ее ликвидации. После почти трех месяцев работы члены рабочей группы единодушно пришли к выводу о ликвидации заведения с присоединением его к другой академии является нецелесообразным, учитывая различия в направлениях и формах осуществления образовательной деятельности.
«В целом непростым был этот этап. Сам процесс, насколько я понимаю, еще не завершен», — написала Куц.