«Харьковоблэнерго» отвечает на вопросы об отключениях света

Фото: Харківобленерго

АО «Харьковоблэнерго» собрало самые частые и болезненные вопросы потребителей электроэнергии, касающиеся отключения света, графиков, времени отключений и т.д., и подготовило ответы на них.

Харків Times публикует эти ответы.

⚡️ Уважаемые потребители! За последний месяц у вас возникло много вопросов по графикам почасовых отключений, в частности, почему они не всегда выполняются. В этом разъяснении мы попытаемся ответить на самые распространенные вопросы, которые поступают от вас в колл-центр нашего общества и городской службы 1562 года.

1️⃣ Для чего вводятся графики отключений электроэнергии?

📣 Из-за постоянных вражеских обстрелов критической инфраструктуры не только Харьковской области, а также других регионов Украины Объединенная энергетическая система столкнулась как минимум с двумя серьезными проблемами: разбалансированием сети вследствие повреждения энергетического оборудования и недостаточной генерацией электрической энергии.

Электросеть Харьковской области больше всего пострадала от вражеских атак, поэтому сейчас работает в сверхэкстремальных условиях. Даже когда в стране отсутствует дефицит электроэнергии, то электрооборудование, которое сейчас эксплуатируется в нашем регионе, просто не в состоянии передать необходимые объемы, чтобы обеспечить электричеством всех потребителей. От этого страдают не только бытовые, но и промышленные объекты.

Постоянные обстрелы со стороны российских войск в разных частях Харьковской области приводят к новым повреждениям сети, из-за чего энергетики вынуждены отключать определенные линии, чтобы провести соответствующие аварийно-восстановительные работы. Бывают дни, когда аварии накладываются друг на друга, тогда света может не быть дольше обычного. Это вынужденные меры.

Отключения требуются для стабилизации энергосистемы. Они не дают случиться еще более масштабным и хаотическим аварийным отключением, на устранение которых потребуется достаточно много времени.

Чтобы избежать срабатывания автоматики вследствие перегрузки или провести ремонтные работы на высоковольтных линиях и подстанциях, вводятся графики аварийных или почасовых отключений.

2️⃣ Что такое ГАВ и ГПО и чем они отличаются?

📣 ГАВ – это график аварийных отключений. Когда диспетчер НЭК «Укрэнерго» видит, что потребление будет превышать возможности существующей генерации или сети, он отдает команду операторам распределительных сетей, то есть облэнерго, применить график аварийных отключений и доказывает им объем ограничений в мегаваттах.

Это не график плановых работ, поэтому в нем нет часов начала и завершения отключения. Это перечень электрических адресов (узлов электросетей), к которым могут быть применены отключения, в случае получения соответствующего указания НЭК «Укрэнерго».

График вводится в течение 15 минут после получения соответствующего распоряжения «Укрэнерго». Это оперативные распоряжения, и облэнерго не владеет информацией об этих отключениях заранее. Именно поэтому об аварийных отключениях мы сообщаем уже по факту, когда отключение произошло.

ГАВ вводят принудительно во избежание полного отключения от энергоснабжения всего региона или для предотвращения автоматического и неконтролируемого обесточивания региона (Блекаута).

📣 ГПО – это график почасовых отключений. Он введен с 25 марта 2024 года для стабилизации работы энергосистемы. График учитывает поочередность отключений потребителей и сохранение распределения электрической энергии объектам критической инфраструктуры. Однако порядок введения очередей может корректироваться согласно указанию диспетчера НЭК «Укрэнерго».

Информация о принадлежности населенных пунктов, улиц к очереди графика почасовых отключений (ГПО), применению очередей с указанием часов суток и причин введения может изменяться. Но мы стараемся всю актуальную информацию, в том числе график почасовых отключений, оперативно излагать в нашем Телеграмм-канале «Харьковоблэнерго⚡️Новости» (https://t.me/kharkivenergy) и на официальном сайте АО «Харьковоблэнерго».

3️⃣ Зачем вводить ГАВ, если есть ГПВ?

📣 График почасовых отключений не является единственным методом регулирования уровня нагрузки на энергосистему. Операторы системы распределения, в случае наступления значительных аварийных отключений и по указанию НЭК «Укрэнерго», вынуждены увеличивать количество обесточенных абонентов и вводить ГАО, спецГАО, ограничение потребления мощности, электрической энергии и т.д.

4️⃣ Почему отключение должно быть до 3 часов, а у меня не было света 7 часов?

📣 Решение по заживлению потребителей принимает НЭК «Укрэнерго». Только после получения команды от регионального диспетчера НЭК «Укрэнерго» специалисты АО «Харьковоблэнерго» могут возобновить распределение электрической энергии. Если отключение продолжалось больше, чем ожидалось, это свидетельствует о том, что дефицит электроэнергии сохранялся.

Отметим, что диспетчер НЭК «Укрэнерго» у себя на экране монитора не видит конкретных потребителей или заведений или учреждений. Он видит объем потребления в мегаваттах по стране или конкретному региону. Если нужно стабилизировать сеть, об этом решении сообщают облэнерго и происходит отключение.

Также продолжительность отключений может быть другой из-за того, что энергетикам требуется время для выезда на включение оборудования (так называемые оперативные переключения). Это время может удлиняться из-за воздушных тревог, ведь во время них персонал должен покидать энергетические объекты из-за вопросов безопасности.

5️⃣ Почему мой дом отключают третий день подряд, а в соседнем есть свет?

📣 Различные дома и даже подъезды одного дома могут быть заживлены от разных линий электропередачи. Диспетчеры ориентируются не на конкретные дома, а следят за превышением потребления каждой сети. Энергетики дежурят линии для отключения, но если какие-то дома не выключаются совсем, то это свидетельствует о наличии объектов критической инфраструктуры на питающей эти дома линии. К примеру: больница, водоканал, школа, стратегический объект и т.д.

Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что электрическое оборудование в принципе не рассчитано на постоянные отключения/включения. Для стабильной работы он должен работать в бесперебойном режиме. Однако сегодняшние реалии диктуют свои условия. Постоянные переключения отрицательно влияют на ресурс оборудования, в результате чего могут возникать дополнительные аварийные ситуации. Поэтому, к сожалению, есть случаи, когда в одном и том же районе часть абонентов отключается на более длительное время.

6️⃣ Как мне планировать свой день, если я не знаю, когда точно выключат свет и сколько будет продолжаться отключение?

📣 К сожалению, пока идет война и враг атакует энергетические объекты Украины, этот вопрос будет оставаться актуальным. Если отключение электроэнергии для вас критическое, рассмотрите, пожалуйста, возможность использования в быту доступных вспомогательных средств: павербанков, портативных газовых плиток, фонариков, ламп со встроенными аккумуляторами и т.д. Кроме того, в городе работают «пункты несокрушимости», где есть свет и интернет. Также в случаях, когда в вашем доме долго нет света, вы можете договориться с родственниками, соседями или друзьями, имеющими электроэнергию, о визите, чтобы приготовить еду или наполнить термос с чаем.

‼️ Уважаемые потребители! Еще раз обращаемся к вам с просьбой с пониманием отнестись к ситуации с аварийными и почасовыми отключениями! Мы, энергетики, такие же харьковчане и жители области, как и вы. И так же с нашими семьями часами ждем света.

🙏 Пожалуйста, наберитесь терпения и сохраняйте спокойствие. Питание области электрической энергией осуществляется в том числе по временным схемам и стабильный режим работы зависит от предоставленной мощности смежными операторами системы распределения. Поэтому необходимо максимально экономить электрическую энергию в пиковые часы нагрузки: с 07:00 до 11:00 и с 17:00 до 23:00.

🇺🇦 Мы обязательно все выдержим и преодолеем тьму! Всё будет Украина!

Как сообщал Харків Times, последний раз в Харьковской области графики отключения электричества обновляли 21 апреля.