Что предлагает харьковская власть зарубежным инвесторам как проекты развития города?

В ходе инвестфорума «Рестарт Харьков», который прошел в Киеве 19 сентября, были представлены «проекты развития города, привлекательные для инвесторов», как указано в сообщении пресс-службы горсовета. В нем же утверждается, что «над созданием нового Генерального плана развития города Харьковский городской совет работает с архитектурным бюро британского архитектора Нормана Фостера. Мероприятия в рамках этого сотрудничества финансирует правительство Германии. А экономическую модель Харькова разрабатывают специалисты из Оксфордского и Гарвардского университетов». «Презентация» сводилась к короткой речи по этому поводу мэра Харькова Игоря Терехова и показу ролика с трехмерными визуализациями проектов. Кроме того, участникам форума раздавали буклеты с кратким описанием проектов и QR-ссылками на файлы с презентациями проектов, выложенные в Google Docs (гиперссылки на них вы можете найти ниже и ознакомиться лично).

Имеют ли эти проекты хоть какое-то отношение к мэтру и его компании или фонду, — остается не совсем понятным. Кроме проекта «Научный квартал», другие представленные проекты не связаны напрямую с тем, что звучало ранее — в контексте сотрудничества группы местных архитекторов с бюро Фостера. Более того, нам не удалось найти в презентационных материалах прямых указаний на авторство проектов. На последней странице буклета указано: «создание объемно-пространственных решений, разработка 3D моделей и концептуальной визуализации проектов — Денис Захаров, Евгений Никитюк, Владимир Матяс, Семен Момот, Евгений Франц». Создается впечатление, что реально речь идет не о проектах, а в лучшем случае об идеях, по которым на скорую руку сделали красивые картинки — хотя мы, конечно, не имеем достаточных оснований утверждать это категорически. «Освящены» ли эти идеи и концепции сэром Фостером — пока неизвестно. В приветствии господина Терехова к участникам форума, которым открывается буклет, указано: «Вместе с британским архитектором Норманом Фостером и его командой мы сосредотачиваемся на создании Генерального плана города. Этот план будет отражать усилия наших специалистов и инновационные идеи, разработанные и предложенные выдающимся архитектором. Мы превращаем эту концепцию в реальность, воплощая конкретные проекты развития современного города». В буклете один разворот посвящен Фостеру и его достижениям, и его фото есть на страницах, где речь идет о «Научном квартале». Все. Кто хочет — может понять, что Фостер имеет какое-то отношение к проектам, о которых идет речь, но это нигде не утверждается.

О чем речь

Семь проектов, которые были представлены на форуме — это не о восстановлении разрушенного жилья, школ, не о системе городского транспорта. Это — большие и амбициозные проекты коммерческой недвижимости, которые должны быть настолько востребованными в истерзанном войной городе, чтобы инвесторам было интересно в них вкладываться, несмотря на постоянную угрозу со стороны агрессора.

Научный квартал площадью около 140 га будет создан на части территории, занимавшей рынок Барабашова (рынок сохранится, но в «модернизированном и компактном варианте»). На освобожденной от торговли территории будут созданы микрорайоны смешанного использования, сочетающие потенциал научных парков и современные подходы для создания жилых районов.

Ключевые заклинания: инновации, технологии и урбанистика. Напрашиваются ассоциации с «Технополисом ХТЗ» от господина Ярославского, который до полномасштабного вторжения также активно упоминал господин Терехов, но сейчас о нем и речи нет…Конкретных цифр также нет, есть абстрактные картинки.

Пригородный вокзал «Левада» объединит транспортный хаб, торгово-развлекательный и культурный центры. Сам железнодорожный вокзал планируют углубить в землю и соединить на одном уровне со станцией метро «Проспект Гагарина». Ориентировочная площадь земельного участка — 6,5 га, общая площадь комплекса — 51,6 тыс. кв. м, из них офисы — 31,1 тыс. кв. м, магазины, кафе, галереи и бутики — 18,4 тыс. кв. м., гостиница — 2 тыс. кв. м. Открытый амфитеатр с мобильной сценой для различных культурных мероприятий. Ориентировочный объем инвестиций — $88 млн.

Ключевые заклинания: транспортный хаб, система эксплуатируемых зеленых кровель, 100% пешеходное пространство с развитой велосипедной инфраструктурой. Вообще-то, относительно пригородного вокзала — то такое. Он был реконструирован перед ЕВРО-2012, и вроде бы выглядит нормально. Но большой земельный участок в центре города, который занимает станция, давно не дает покоя застройщикам. Какие-то фантастические мегапроекты построения там нового делового центра Харькова озвучивались еще во времена господина Кушнарева, но тогда не сложилось. Хорошо, хоть станция где-то остается…

Торговый центр с подземным паркингом возле железнодорожного вокзала «Харьков-Пассажирский». Проект представляет собой современный торговый комплекс с двухуровневым подземным паркингом, который с помощью подземного и надземного пешеходных переходов будет соединен со зданием вокзала, часть площадей которого тоже предлагается присоединить к ТЦ. Ориентировочная площадь земельного участка — 1.8 га, это территория между управлением железной дороги и Полтавским шляхом, где сейчас находится трамвайный круг, «Макдональдс» и различные магазинчики. Трамвайный круг, как можно догадаться по красивым рисункам, будет снесен. Ну, харьковчанам не привыкать, — но оказывается, что и в будущем трамвай будут вырезать. Общая площадь комплекса — 53,3 тыс. кв. м, общая площадь коммерции — 35,2 тыс. кв. м, общая площадь паркинга — 18 тыс. кв. м. На месте нынешней стоянки создадут транспортный хаб, а привокзальную площадь в очередной раз реконструируют — дорожки и газончики перепланируют по-другому. Ориентировочный объем инвестиций — $96 млн.

Ключевые заклинания: современное общественное пространство с развитой пешеходной и велоинфраструктурой.

Реконструкция Лопанской набережной и новые пешеходные улицы. Имеется в виду реконструкция 400 метров променада по правому берегу реки, между Полтавским путем и Купеческим мостом возле Благовещенского собора. Заодно реконструируют Лопанский переулок и прилегающие дворы. На пешеходных улицах предусмотрены места с деревьями и клумбами, места для сидения и прогулок. «Это новое место для проведения фестивалей уличной еды, художественных конкурсов и театральных представлений», — говорится в описании проекта. Все справедливо — после того, как горсовет упорядочил по своему усмотрению уличную еду в сквере «Стрелка» рядом, такое место действительно лишним не будет. Если и его не упорядочат. На пересечении улицы Полтавский Шлях и Лопанской набережной построят трехэтажное здание Арт-галереи площадью 2,1 тыс. кв. м, что позволит проводить выставки молодым художникам и скульпторам. Напомним: ранее они проводили выставки в Муниципальной галерее, которая до сих пор «временно» закрыта. Ориентировочный объем инвестиций — $5 млн.

Новый микрорайон Oleksiivka City площадью 22 га, будет находиться за Окружной дорогой, слева и позади «Эпицентра». Будет состоять из 16 жилых кварталов (очередей), для которых запроектировано три детсада, школа, стадион, офисные и торговые помещения, подземные паркинги и наземные автостоянки. Каждая из очередей будет разрабатываться отдельным архитектурным бюро. пешеходная зона, которая будет включать пешеходную променаду с кафе, площадками для всех видов отдыха, общественными пространствами, которая будет объединять три микрорайонные площади и в дальнейшем соединит микрорайон с берегом Лозовеньковского водохранилища. Общая площадь объектов 201 тыс. кв. м, из них коммерческие помещения — 19 тыс. кв. м, паркинги — 85 тыс. кв. м, школа — 8,5 тыс. кв. м, детский сад — 4 тыс. кв. м. Ориентировочный объем инвестиций — $237,4 млн.

Проект «Смарт сити» — микрорайон с автоматизацией повседневной деятельности, повысит комфорт и безопасность жителей. Ориентировочный объем инвестиций — $22,1 млн.

Интересная деталь: проекты предполагается реализовывать «собственной опытной генподрядной организацией, имеющей опыт строительства крупных проектов и владеющей парком современной строительной техники». То есть: дайте деньги, а мы построим… Кстати, как вы думаете, «опытная организация» — это в данном случае «Авантаж» или «Жилстрой-1»?

Отдельно — проект развития муниципального е-такси. Предлагается закупка 500 электромобилей (470 легковушек и 30 минивэнов) и обустройство 54 зарядных станций. Ориентировочный объем инвестиций — $21,63 млн. Никого же не удивляет желание городских властей прибрать к рукам рынок, который сформирован частным бизнесом и успешно работает даже во время войны? Пожалуй, гораздо интереснее проекта восстановления муниципальной службы «скорой помощи».

Что вообще происходит?

Это проекты не для военного и даже не послевоенного Харькова, откуда предприниматели выводят бизнес, где десятки тысяч людей сегодня остались без жилья, где новые проблемы разрушений и миграции накладываются на старые проблемы изношенной инфраструктуры, аварийного жилья, устаревшей транспортной схемы. Это — параллельная реальность, в которой харьковским бизнесменам не хватает торговых площадей и современных офисов, хипстеры из многочисленных IT- и R&D-компаний, тысячами возвращающихся в город из надоевшей Западной Европы и Западной Украины, страдают без современного продвинутого смарт-жилья, коворкингов и променадов, а Лопань ассоциируется не с грязной водой и комарами, а с неспешными прогулками и художественными мероприятиями…

Мы не будем комментировать все это. Мы просто хотим, чтобы харьковчане смогли сами увидеть, что считает приоритетами сегодня городская власть в нашем городе. И насколько адекватно она понимает реальность и потребности жителей Харькова. Какие-то мегапроекты время от времени возникают, вспомним несколько крупных проектов к ЕВРО, которые так и остались на бумаге, и не только, да и недавние — дорога через Барабашово, развязка возле станции метро «Киевская», горнолыжная трасса на свалке, тоннели под центром города… Но в военные времена такие проекты воспринимаются совсем по-другому.

Так а что же Фостер?

Еще до форума ходили разговоры, что сотрудничество с ним было не то, чтобы сильно плодотворным, и фактически «стало на паузу», если не прекратилось. Знаменитый архитектор не только не приехал на форум лично — но и не выступил онлайн. Как сказал Терехов — потому что находился в США. Как пребывание в США мешает (при желании, конечно) найти 10 минут и связаться онлайн, или даже записать выступление заранее и прислать его организаторам — неясно. Наиболее логичный вариант — Фостеру оно не нужно. Как, возможно, и сам этот проект, о котором было столько пиара от городских властей. Вспомним: ни сам Фостер, ни его сотрудники так и не побывали в Харькове. На форуме от фонда Фостера включился онлайн господин Альберте Сендоя, сопредседатель отдела архитектуры и технологий Фонда, член рабочей группы по разработке концепции генерального плана Харькова. Он рассказал, что с апреля прошлого года по июнь текущего было проведено 120 рабочих сессий с харьковской рабочей группой. «Мы фактически потратили 14 месяцев, чтобы сформировать видение… Весь этот анализ за последние полтора года привел к созданию пилотного проекта подхода к генеральному плану», — отметил он. Правда, упоминал о совсем других приоритетах (кроме «Научного квартала»): возродить весь исторический центр города, восстановить исторические здания, создать зеленую артерию между центром города и северо-восточным районом Салтовка, реконструировать поврежденное жилье, перепрофилировать местную промышленность, которая была захвачена или разрушена, создать местную модульную строительную индустрию Какой-то конкретики о результатах и планах не прозвучало…