Связь с СБУ и политика: Как устроены телеграм-каналы Харькова

телеграм
Фото: kormanews.by

В последнее время украинцы все чаще пользуются телеграм-каналами как источником информации. Расследования в СМИ показали, причастность некоторых всеукраинских пабликов к депутатам от партии власти, оппозиционных сил и даже к России. Все чаще мы становимся жертвами информационных манипуляций и разгона так называемых фейков с помощью многочисленных каналов.

Харків Times решил разобраться, как работают и с кем связаны телеграм-каналы Харькова, поскольку их количество растет, ровно как и аудитория региона. Мы пообщались с несколькими администраторами крупных ТГ-каналов, которые пожелали остаться анонимными.

 На данный момент самые крупные по количеству подписчиков это «Ху*вый Харьков» (90 тыс. подписчиков) и «Ху*вая Салтовка» (57 тыс.)  — они идут с большим отрывом от конкурентов.

«Вот, например, ХХ (Ху*вый Харьков – ред.) 90 тысяч, ХС (Ху*вая Салтовка – ред.) 60 тыс.  — в этих каналах подписчики не накрученные, грубо говоря, я за ними слежу с первого дня. А ХХ, наверное первым в Телеграм зарегистрировал канал, они начинали с группы Вконтакте, и, когда его заблокировали на территории Украины, они написали, что переходят в Телеграм и началось — 10, 20, 30 тысяч. Очень быстро набрался костяк аудитории» рассказывает один из администраторов конкурентного канала.

По большей части — это история большинства крупных каналов Харькова, они все имели изначальные страницы в Фейсбук, Инстаграм или Вконтакте. Например, у «Харьковских будней» большая аудитория в Фейсбук, они в нем агитируют подписаться еще и на телеграм, оттуда и набирается основная часть подписчиков в Телеграм. В то же время есть, «Харьков в теме», он делает тоже самое, только через свой Инстаграм.

Админы

90% пабликов Харькова не только контактируют, но и сотрудничают между собой — это основное отличие от других больших городов Украины. Сложилась определенная культура общения, встреч.

«К примеру, если в Киеве кого-то банят, то остальные радуются, ведь конкуренту плохо. В Харькове же наоборот, если банят телеграм-канал который всех бесит, все равно админы возьмут бесплатно и помогут репостами «вот их забанили, подпишитесь на новую страницу». Это чисто харьковская тема, нигде такого не встречал», —  уверяет нас собеседник.

В основном все друг друга знают лично, существуют администраторские чаты, в которых они переписываются и договариваются о встречах и совместном досуге.

«Это не означает один чат на всех админов, их условно несколько и представители тех или иных каналов в каком-то да есть», — поясняет один из администраторов.

Среднестатистический портрет — это люди 25-35 лет, безработные, либо собирающиеся бросить работу, поскольку ведение соцсетей занимает львиную долю времени, а производство собственного контента требует еще больше.

«Это обычные люди, от продавца в магазине до грузчика в РОСТе, никаких супершпионов среди них нет, кто-то работает на рынке, кто-то в медицине», — рассказывает один из собеседников.

Связь с СБУ

Последние конфликты в админской среде были в 2013-14 годах, когда в население поделилось на приверженцев Майдана и его противников — тоже самое было и в среде пабликов. В этот период, каждый заигрывал со своей аудиторией, чем агрессивней были призывы, тем больше ее подхватывали подписчики. Доходило даже до публикации персональных данных и фото администраторов конкурирующих пабликов с призывами “разобраться”.

«В то время на них (админов — ред.) и вышло СБУ. Они, наверное, увидели, насколько конфликтность растет, поскольку там группы людей собирались ехать домой к кому-то и разбираться», — вспоминает собеседник.

Вот тогда и началась активная работа с администраторами пабликов. Представители Службы безопасности знакомились с каждым отдельно, на подставных мероприятиях, на которые приглашались администраторы и финалом стало официальное мероприятие под эгидой обмена опытом В одну из гостиниц Харькова были приглашены админы крупных «враждебных» групп  с целью познакомиться, поделиться опытом. Это было формальное мероприятие, главная цель была, чтоб все пожали друг другу руки и прекратили вражду. Что в итоге и произошло.

«И если бы не та встреча, Харьков бы продолжали раскачивать и боюсь представить во что бы это все вылилось», — утверждает один из администраторов.

В 2014-16 годах в основном сотрудничество спецслужбы с пабликами свелось к консультативному.

«Например, если администраторам групп сообщали о скоплении российских войск со стороны Белгородской области, то мы могли уточнить эту информацию напрямую у координатора из спецслужбы, если нам отвечали, что это неправда, то мы опровергали, чтобы не плодить фейки «, — рассказывает собеседник.

На протяжении уже 6 лет координатор СБУ ведет работу с администраторской средой, помогают все также со вбросами, целью которых создание информационной напряженности в обществе. По словам всех собеседников Харків Times, влияния на контент никогда не было.

Деньги

Основной доход от пабликов зависит от коммерческой рекламы. Цены зависят от количества подписчиков и контента канала. Рекламодатели зачастую не любят каналы с шок-контентом и выбирают развлекательные или информационные.

Если в паблике 50 тысяч подписчиков, то цены начинаются от 2 тыс. гривен за один коммерческий рекламный материал и от 3,5 тыс. гривен за политический контент. Самыми частыми клиентами являются крупные супермаркеты, операторы мобильной связи, службы такси.

«Обычно это те, кто кого есть деньги, малый бизнес не готов платить такие суммы. К тому же от одной публикации мало что изменится, для эффекта нужно размещаться в нескольких каналах сразу, где-то от 3 до 5», — рассказывает собеседник.

По его словам, телеграм-каналы стараются постить рекламу 1 раз в 2-3 дня, чтобы не частить, то есть при объеме в 10 реклам за месяц выходить прибыль около 20 тысяч гривен, однако больше 30 тыс. просто коммерцией обычно не зарабатывают.

«Если с учетом политики и вбросов — можно зарабатывать +17-20 тыс дополнительно. Сейчас появились «ФактыХА», «Радзинский», «Cлобожанский лифтер», «Какой-то змей», «губернаТОР», например, если они заходят с рекламой, это очень большие бюджеты, они тратят 15-20 тыс. и сразу проплачивают в 5-7 разных каналов, чтобы их какую-то новость репостнули везде», — отмечает один из администраторов.

В то же время их все чаще отказываются размещать, как пример нам рассказали, что после интервью харьковского городского головы Геннадия Кернеса украинской ведущей Рамине Эсхакзай для ютуб канала «Ходят слухи» поступали конкретные предложения разместить материал за 3 тыс. гривен, что к «Кернесу приезжала записывать интервью одна русская блогерша, так вот она завербована ФСБ и передала ему важную информацию».

Как результат крупные телеграм-каналы Харькова не публиковали данный материал, однако некоторые мелкие паблики все-таки согласились распространять эту антирекламу. 

К примеру, такой канал как «Харьков ПЗДЦ» с 43 тыс подписчиков раскрутился как раз на таких вбросах, ведь там за деньги можно публиковать все что угодно. Лично я не могу так нагло врать своей аудитории, даже за любые деньги. Месяц назад мне предлагал один из политканалов контракт на 25 тыс грн/мес, я посмотрел их контент и сразу пошел в отказ”, — рассказывает наш обеседник.

Обычно люди, которые предлагают такой материал — анонимные, пишут с помощью бота.

«За такими заказами и каналами «со сливами» зачастую стоят люди, связанные с политикой, админы в таком не участвуют», — резюмирует собеседник.

Политика

Политические новости в пабликах не редкость, особенно в период выборов. В Харькове все устроено достаточно просто. Вся политика заходит только через одного человека. Ввиду частых случаев, когда администраторов обманывали и не выплачивали деньги. Имя назвать нам отказались, однако сказали, что у него самого есть крупная сеть сообществ на всех площадках соцсетей и влияние на редакционную политику остальных каналов.

«Так исторически сложилось, что пиарщики и админы не всегда находят общий язык, из-за чего образовался посредник, которому доверяют админы», — утверждает один из администаторов.

У телеграм-каналов зачастую нету политических предпочтений и они могут работать со всеми. Такого, чтобы какой-то канал работал с одним кандидатом/политиком не бывает, по причине дороговизны. Для такого сотрудничества администратор паблика отказывается от всей возможной рекламы оппонентов, чем несет финансовые потери из-за чего растет цена такой лояльности.

«Вот на примере БПП, когда еще была правящей партией, из-за народной нелюбви их почти не размещали. Даже сложно представить, чтобы на каком-то «Типичном ХТЗ» вышло что-то, хвалящее БПП, там бы такие комментарии начались», —  утверждает собеседник.

Администраторы жалуются, что далеко не каждую политическую рекламу берут даже за деньги, поскольку риск отписок аудитории будет высокий и если не менять риторику материалов, то через пару таких постов люди начнут отписываться.

«Сейчас пиарщики кандидатов и партий стали более грамотными и очень тщательно выбирают площадки. Если видят, что канал размещает вбросы и тд, значит та аудитория, которая это съедает и не отписывается – недалекая, неплатежеспособная и не ходит на выборы. Поэтому зарабатывать на выборах будут далеко не все площадки. В цене будут только те, где уровень доверия аудитории на высоком уровне», — считает один из администраторов 

Зачастую политическая реклама очень сильно нервирует людей, как все борды «голосуйте за», а представители политиков пытаются эти же борды затянуть в соцсети, несмотря на рекомендации переиначить формат.

«Те, кто приходит с политической рекламой, считают, что все работает также как и со СМИ. Но не совсем, например, деньги строго наперед, к тому же сразу обсуждается, что контент удаляется спустя 24 часа. Любая реклама, даже коммерческая, некоторые могут удалять с окном в пять дней, но в любом случае это не останется», — уточняет собеседник Харків Times.

Чтобы понять о каких бюджетах может идти речь на политику в телеграм-канал Харькова, мы взяли в пример последние выборы в Верховную Раду летом 2019 года.

«Я, например, со своим небольшим каналом за последний месяц выборов заработал около 70 тыс. гривен. А если взять большие группы, то там и больше 100 тыс. умудрялись люди», — рассказывает один из администраторов.

По его словам, больше всех тогда обращалась Зе-команда, около двух материалов в день только на одном ресурсе, а размещались на 12-16 телеграм-каналах одновременно, на тот момент это было приблизительно 30-40 тыс за одну волну, а их было несколько в неделю.

Однако не все сотрудничают с политиками и политическими силами. Например, телеграм-канал «Ху*вый Харьков» чуть ли не единственный в Харькове не берет политическую рекламу.

«По мнению владельца, это правильно. Все, что касается политики, там размещается только по его решению и без какого-либо влияния или за деньги. Вот такие принципы», — рассказывает один из администраторов, знакомый с ним.

Перед грядущими местными выборами администраторы меньших пабликов уже активно начали наращивать аудиторию для индексации цен на политическую рекламу. В последнее время сильно увеличился рынок телеграм-каналов.

«Их количество просто раздражает читателей, когда ты вышел из телеграм, а через пол часа там 60 непрочитанных в группах, просто не успеваешь за всем уследить», — жалуется наш собеседник.

Он рассказал, что большие каналы сейчас договорилась «не пиарить» новые группы и не помогать в развитии, но дело не только в конкуренции, а и в участившемся воровстве контента и позиционирования его как своего.

Активно начали развивать свои телеграм-каналы и топ-политики Харьковской области такие как мэр Харькова Геннадий Кернес и глава обладминистрации Алексей Кучер, а их сообщения начали репостить и крупные ТГ-каналы.

«Городские и областные элиты точно сотрудничают, видно по публикациям. В таком количестве это очень дорого, но никто не поделится такими «контрактами», — утверждает наш собеседник.

Несмотря на затишье в активной политической рекламе во время довыборов в Верховную Раду по 179-му округу, наши собеседники делают ставку на местные выборы, в рамках которых за три месяца «точно зайдут политические проекты».