Харьковские правозащитники — против предложения Зеленского о запрете судьям отпускать под залог подозреваемых в коррупции

Харьковская правозащитная группа (ХПГ) призывает все властные институты Украины своевременно отказаться от инициатив непременно заключать под стражу подозреваемых в коррупции.

Об этом Харків Times узнал из опубликованного на сайте ХПГ заключения по проекту Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных положений уголовного процессуального законодательства», внесенного Президентом Украины 29 августа.

Законопроектом предлагается предоставить право следственному судье при постановлении решения о применении меры пресечения в виде содержания под стражей не определять размер залога в уголовном производстве по тяжким или особо тяжким коррупционным преступлениям.

«Такой подход, хотя и отличается от предложенного ранее обязательного ареста, однако все равно является дискриминационным, нарушает Конституционный принцип равенства граждан перед законом и определенные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ЕКПЧ) основы защиты прав человека при осуществлении правосудия, а также создает условия для политически мотивированных преследований», — говорится в заключении.

Правозащитники напоминают, что депутатами VIII созыва Верховной Рады было зарегистрировано семь законопроектов о внесении изменений в законодательство о запрете судьям отпускать под залог подозреваемых в коррупционных преступлениях. Все они были подвергнуты жесткой критике со стороны правозащитного сообщества и были отозваны, либо не были проголосованы.

Предоставление соответствующего права следственному судье частично противоречит статье 29 Конституции Украины, которая определяет, что эта мера может быть временно использована без решения суда только «в случае настоятельной необходимости предотвратить преступление или его пресечь». Также оно является дискриминацией, поскольку в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении других преступлений, такой же степени тяжести или даже тех, которые по своему степенью являются большими, таких прав следственному судье, суду не предоставлено.

Согласно практике Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) даже в том случае, когда закон формально позволяет содержание лица под стражей, все равно государством должно быть убедительно доказано наличие тех конкретных обстоятельств, которые перевешивают законные аргументы в пользу сохранения уважения к личной свободе индивида, ставшего объектом официального подозрения.

«Отмена залога для лиц, которые не совершали тяжких насильственных преступлений, прямо противоречит §3 статьи 5 ЕКПЧ, а также обязательной для учета и применения в Украине практике ЕСПЧ, который, в частности, по делу Ilijkov v. Bulgaria установил, что система обязанности «обязательного содержания под стражей является несовместимой с §3 статьи 5 Конвенции по определению», — заявляют правозащитники. Следовательно, последние законодательные инициативы в этой области являются несовместимыми с европейским выбором Украины, считают правозащитники.

«Существует миф об уникальности и сложности антикоррупционных дел, о необходимости особой защиты участников судебного процесса, ресурсов, обеспечения, охраны и пр. Но антикоррупционные дела ничем не уникальнее других. Проблема здесь заключается не в категории дел, а в обеспечении подлинной независимости суда, в том числе финансовой, в профессионализме следствия и обвинения. Нет никакой другой цели в содержании под стражей подозреваемых в коррупции, кроме жажды общества к расправе над «коррупционерами», — говорится в заключении.

«Мы призываем все властные институты Украины своевременно отказаться от инициатив непременно заключать под стражу подозреваемых в коррупции. Эта проблема является искусственно надуманной, популистской и вредной. Мы призываем парламентариев и чиновников соблюдать международные обязательства Украины в сфере соблюдения и охраны прав и свобод человека и отказаться от законодательных инициатив, которые их нарушают «, — отмечается в документе.