Бронетранспортеры БТР-4 (выпускаются Харьковский завод им. Малышева и Харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. Морозова — Харків Times) продолжают оставаться без НАТОвской брони из-за решения военной приемки Министерства обороны Украины, которое вызвано существующей в Украине архаичной системой стандартизации в «оборонке».
Об этом Харків Times узнал из сообщения Государственного концерна «Укроборонпром», в состав которого входят предприятия.
«ХКБМ им. Морозова» изготовил очередную партию БТР-4 из финской стали MiiLux Protection. Все корпуса БТР-4 с ней успешно прошли полный цикл испытаний, в том числе и отстрелом, который доказал высокое качество брони и всей машины.
«Но военная приемка (представители Минобороны, которые контролируют качество работ на «ХКБМ им. Морозова») отказалась принимать изготовленную продукцию, до того, как предприятие не подтвердит химический состав финской брони на ее соответствие действующим в украинском ОПК стандартам. Они, как известно, — устаревшие советские ГОСТы, утвержденные еще 30-40 лет назад. То есть, наличие сертификатов качества Европейского союза и Финляндии, подтверждение соответствия стандартам ISO, STANAG т.д. для военной приемки — ничего не стоят, ведь они не соответствуют ГОСТ времен СССР», — говорится в сообщении.
Ведомство отмечает, что без решения военной приемки изготовлена техника не передается украинской армии, завод не получает деньги за выполненную работу и на него начисляются штрафные санкции, поскольку до передачи считается, что предприятие заказ не выполнило.
«Такая ситуация является абсолютным абсурдом и серьезным прецедентом, который может иметь критические негативные последствия для всего оборонно-промышленного комплекса Украины. Ведь все новое оружие, которое разрабатывают оборонные предприятия, и речь идет не только о «Укроборонпроме», а и о частных производителях, конструируется в соответствии с общемировыми современными стандартами, а не советскими ГОСТами. И ситуация, сложившаяся вокруг корпусов БТР-4, может случиться и с другими образцами вооружения и военной техники», — отмечают в «Укроборонпроме».
Для изготовления корпусов БТР-4, в соответствии с конструкторской документацией, может использоваться броня украинского производства марки «71», а также финская, бельгийская и польская бронированная сталь. Марки натовских сталей был избраны после всесторонних химических исследований и физических испытаний, отстрела с разных дистанций и оружия разного калибра. Кроме того, эти стали используются для производства бронетехники по всему миру, имеют многочисленные сертификаты качества стран ЕС и соответствуют стандартам НАТО.
До начала российской агрессии единственным производителем «71» стали в Украине был «Алчевский металлургический комбинат», который с лета 2014 находится под оккупацией. Пока выпуск «71» стали осваивали на другом металлургическом комбинате на подконтрольной Украины территории, вопрос из чего делать украинскую бронетехнику во время войны требовал срочного решения. Кроме того, в рамках программы импортозамещения БТР-4 начали оснащать новыми немецкими двигателями, американскими трансмиссиями, в целом сделав несколько десятков других важных замен и нововведений, учитывая пожелания бойцов и реальный боевой опыт.
С точки зрения защитных свойств, как украинская «71» сталь, так и стали из ЕС — одинаковые. То есть для бойца нет разницы, из какой брони сделан корпус БТР-4, он одинаково качественно защитит его от вражеского огня. Первая партия БТР-4, корпуса которых изготовлены из НАТОвской брони, согласно совместному решению с Минобороны, была допущена к подконтрольной эксплуатации в войсках. И за это время никаких нареканий со стороны военных на НАТОвскую броню БТР-4 не было.
«71» сталь производится только на одном украинском металлургическом комбинате и поставляется в незакаленном виде. Закалить «71» сталь в Украине, по состоянию на сегодня, может только частное ООО «Лозовской кузнечно-механический завод» (расположен в г. Лозовая Харьковской области, входит в концерн УПЭК, который контролирует народный депутат Анатолий Гиршфельд — Харків Times), на котором находятся мощные термопрессы с усилием в несколько сотен тонн.
«С этим связан и еще один «минус» использования «71» стали — на» ЛКМЗ «не могут закаливать большие по размерам детали корпуса БТР-4. Из-за этого борт боевой машины из украинской стали сваривается из нескольких отдельных листов, что невозможно назвать технологическим решением. С момента поступления листов на «Лозовской кузнечно-механический завод» до изготовления корпуса проходит от трех месяцев, но на практике случались задержки и до полугода. То есть в технологической цепи производства боевой машины создается «узкое место», которое завязано на производственных мощностях одного предприятия, которое к тому же получает права монополиста. В то же время, сталь из ЕС сразу поставляется в закаленном виде. Это позволяет разместить новые технологические линии на бронетанковых заводах, сократить производственные расходы, а главное — ликвидировать зависимость от единственного поставщика и получить возможность развернуть действительно масштабное серийное производство БТР-4″, — утверждает Укроборонпром.
В ведомстве отмечают: несмотря на то, что «71» на металлургическом комбинате стоит дешевле, чем сталь из ЕС, то, что потом украинскую сталь необходимо закалить, делает цены на них примерно одинаковыми. На практике же, изготовление «71» стали для бронетанковых заводов не представляет значительной прибыли для металлургов и в объемах работы комбината составляет считанные проценты. Это приводит к значительной задержке в ее поставках — с момента предоплаты до поставки украинской стали проходит 70-90 дней и требуется заказ сразу крупной партии стали. В то же время, сталь из ЕС можно заказывать любыми, даже минимальными, партиями. А срок ее поставки составляет 14-45 дней. Благодаря этому, в реальном производстве, БТР-4 из НАТОвской стали стоит, как минимум, одинаково, а обычно и дешевле.
В «Укроборонпроме» отмечают, что урегулирование проблемы требует, прежде всего, скоординированных действий Верховной Рады Украины и ряда государственных органов. Кроме того, требует реформирования институт военной приемки, который является советским рудиментом, но одновременно остается ключевым звеном в существующей системе исполнения Государственного оборонного заказа.
«Фактически, от воли одного человека — руководителя военной приемки на оборонном предприятии, зависит работа завода и обороноспособность украинской армии. Разговоры об этом идут уже несколько лет, и не только на предприятиях ОПК, а и во всех органах власти. Однако, на сегодня, вопрос прозрачности ГОЗа, необходимости замены советских подходов на рыночные при его формировании, а также проблема диктата со стороны заказчика так и остаются открытыми «, — говорится в сообщении.