Традиционные куклы, рушники и стихи

Фото: из личного архива Юлии Соловьевой

На прошлой неделе в Харьковском областном организационно-методическом центре культуры и искусства заиграли «Слободские мотивы»: именно так называется первая выставка кукол-мотанок Юлии Соловьевой. Каждая кукла представляет собой иллюстрацию литературного текста — от классиков до современных авторов.

Другой составляющей экспозиции стали кролевецкие рушники от Татьяны Федосовой, руководителя кружков «Ткачество» и «Изобразительное искусство и дизайн», члена Национального союза мастеров народного искусства Украины.

Фото: из личного архива Александры Ковалевой / Фото: з особистого архіву Олександри Ковальової

На ее рушниках — цветы, кисти калины, виноградные гроздья, птицы, ветряные мельницы и даже государственная эмблема — трезубец.

Выставка действует с 24 января по 11 февраля 2019 года.

Рассматриваю экспонаты: их так и хочется подержать в руках. Помимо привычных материалов, традиционно использующихся при изготовлении кукол-мотанок, — а это древесина и натуральный текстиль, — есть здесь и вещи, порожденные современностью: декоративный бисер, пластиковые цветы… а соты в руках персонажа-пасечника — из пузырчатой полиэтиленовой пленки.

Каждую куклу мастер Юлия Соловьева, по совместительству — доцент кафедры эстетического воспитания и технологий дошкольного образования Харьковского педуниверситета им. Сковороды, кандидат педагогических наук, — сопроводила литературным комментарием, указывающим на источник вдохновения. Есть тут и хрестоматийные классики (Квитка-Основьяненко, Гоголь, Шевченко, Леся Украинка), но преобладают харьковчане, наши современники. Среди них — Виктор Бойко, Виктор Тимченко, Владимир Верховень, Лариса Выровец, Наталья Матюх, Ирина Мироненко, Виктор Пинченко, Вячеслав Романовский, Нина Супруненко, Ольга Тараненко, Антонина Тимченко, Ольга Тильная, Юлия Ткачева. Одна кукла посвящена и мне, а еще одну вызвали к жизни строчки Александры Ковалевой, поэтессы, переводчицы и общественной деятельницы: той факт, что Юлии Соловьевой она приходится матерью, стал для многих сюрпризом.

Старинная народная традиция ожила в самом сердце большого города — и о том, как это стало возможным, я расспросила главную героиню выставки.

Юлия, как у Вас все начиналось, как Вы заинтересовались изготовлением кукол?

— Три года назад на факультете дошкольного образования Педуниверситета, где я работаю, возникла идея создания музея игрушки. Преподаватели и студенты принялись воплощать эту идею в жизнь, и сейчас у нас есть чудесный музей. Вот тогда я и увлеклась этим видом творчества.

Куклы-мотанки сегодня очень популярны, их изготовляют многие мастера, поэтому я решила создать что-то оригинальное. Именно в то время в руки мне попала книга «Таинственный мир куклы-мотанки»: ее автор — Ольга Тарасова, мастер из Лозовского района Харьковской области, которая воплощает в куклах-мотанках яркие, неординарные образы. Вот некоторые названия ее кукол: «Цыганка», «Магистр психологии», даже «Девушки из организации ‘‘Фемен’’». У меня возник замысел создать кукол — литературных персонажей. Сначала это были гоголевские Солоха и Вакула с Оксаной, Козырь-девка из произведения Квитки-Основьяненко и другие образы, взятые у классиков украинской литературы.

А по какому принципу Вы подбирали литературные источники? И какую роль в создании такой художественной концепции сыграла Ваша мама, известная поэтесса Александра Ковалева?

— Бытует представление, будто бы поэты не любят поэтов, — но мама, напротив, очень любит творчество своих коллег, часто цитирует их строки (улыбается). Из каждой книги, которая к нам попадает, мне запоминается что-то яркое, такое, что хотелось бы отобразить невербальными средствами. Вот как-то и пришло мне в голову создать серию кукол-мотанок по мотивам творчества слободских поэтов. Можно сказать, это была наша общая с мамой идея.

По-моему, наши слобожанские поэты — разных поколений — заслуживают большего внимания, чем то, которое сейчас уделяется им в общеукраинском литературном пространстве. У наших поэтов есть очень богатые образные ряды, яркие краски, много философского… Словом, есть что отображать, есть из чего лепить оригинальные образы.

Это путь, которому нет конца. Хочется со временем создать кукол по мотивам творчества Василия Мысика, Ивана Выргана, Василия Борового. Я уже вижу их перед глазами, разве что руки еще не дошли.

Поэтесса Ольга Тараненко уже советует Вам расширить литературную базу выставки, добавив работы, связанные с творчеством других авторов со всей Украины, и возить экспозицию по областям страны. Как Вы относитесь к таким замыслам? И вообще — каковы Ваши дальнейшие планы?

— Очень много новых идей и образов, которые хотелось бы воплотить. В частности — есть желание создать кукол по стихотворениям Лины Костенко и других шестидесятников.

Что касается перспективы экспонировать выставку в разных регионах, то она весьма привлекательна как идея, но реализовать ее пока что сложно. Для этого нужны средства, реальная официальная поддержка со стороны чиновников от культуры и так далее.

Есть ли шансы найти спонсора для творческой деятельности такого характера?

— Наверное, спонсоры есть тогда, когда есть люди культуры.

Что объединяет Вас с Татьяной Федосовой, мастером по рушникам, чьи произведения стали таким органичным дополнением к Вашим куклам?

— Татьяна Федосова — очень талантливый человек, в своих рушниках она применяет элементы кролевецкого народного ткачества. Эти рушники поражают своей монументальностью и красотой. Здесь и Богиня-Берегиня, и традиционные ветряные мельницы в индивидуальной интерпретации мастера, и украинский каравай, и сказочная жар-птица.

Каковы сегодняшние перспективы традиционных жанров народного творчества, если принимать во внимание реальность большого города?

— Верю, что народное творчество всегда будет жить и развиваться, пока живет и обладает духовными потребностями последний представитель того или иного этноса. Творческий процесс может приобретать порой неожиданные формы, порой не сразу будет угадываться, где забил первоисточник, но такие источники будут пробиваться, душа будет удовлетворять свои потребности, пусть даже сама не сможет осознать это до конца.

В чем современность, в чем вечность… различить не так просто. Как говорил мудрый Василий Мысик: «Современность, она в самом главном — в тебе».

Юлия, если уж мы говорим о временных координатах: что современного в Ваших куклах? Что в них традиционное, а что новаторское?

— Традиционен сам принцип создания куклы: возьмем, в частности, такой специфический элемент, как крест на лице.

Наши предки не отваживались делать кукол с лицами, поскольку существовало поверье, что через глаза кукла может впустить в себя злой дух…

— Кроме того, нехарактерны для традиционной куклы были мужские образы, а у меня они есть, и есть даже образ Григория Сковороды (смеется).

А современные материалы? Ведь Вы их используете.

— Традиционную куклу-оберег всегда изготовляли из натуральных тканей. Мои же герои и героини требуют несколько иного подхода — та же Мавка и Полевая царевна… Здесь и оказываются нужны современные украшения и отделочные элементы. Кстати, у некоторых посетителей выставки возникли идеи, как усовершенствовать одежду Мавки…

Л.Х. Это уже стремление к соавторству!

— Мне это очень приятно. Значит, людям интересно, и, возможно, созданием кукол увлечется кто-то еще.

Люцина Хворост