Харьковский суд не принял к рассмотрению ходатайство Меджлиса о взятии на поруки чеченца Илаева

Фото: ХарківTimes

Октябрьский районный суд Харькова 25 сентября продолжил экстрадиционный арест чеченца Амхада Илаева, задержанного в качестве того, кто находится в международном розыске по линии Интерпола по инициативе правоохранительных органов Российской Федерации.

Об этом корреспондент Харків Times узнал из решения суда, результативную часть которого в судебном заседании объявил судья Дмитрий Кись.

«Ходатайство начальника отдела международного сотрудничества прокуратуры Харьковской области Белоусенко удовлетворить. Признать имеющимися основания для дальнейшего содержания гражданина Российской Федерации Илаева Амхада Датхоевича, 15 марта 1986 года рождения под стражей и продолжить применение к нему экстрадиционного ареста до решения вопроса о его выдаче, экстрадиции и фактической передаче компетентным органам Российской Федерации «, — говорится в решении.

Суд также отказал председателю Днепропетровской областной детской общественной организации «Поможем детям» Николаю Кожушко в передаче Илаева на личное поручительство.

Уроженец Чечни Илаев с 2009 года проживает в одном из сел Лозовского района Харьковской области. Он имеет гражданскую жену и двух малолетних дочерей — двухлетнюю Асму и четырехмесячную Хадиджу. Илаев официально не работает.

У себя на родине он обвиняется в убийстве нескольких человек и незаконном обращении с оружием. 23 января Грозненский городской суд Чеченской республики РФ избрал для него меру пресечения в виде содержания под стражей, после чего в феврале он был объявлен в международный розыск. 13 марта Илаева задержала украинская полиция. 23 июля следственный судья выбрал для Илаевых мера пресечения в виде домашнего ареста, однако Харьковский апелляционный суд 1 августа удовлетворил жалобу прокуратуры и назначил Илаеву экстрадиционный арест сроком до 12 месяцев до вынесения Генпрокуратурой решения об экстрадиции.

Прокурор просил суд признать наличие оснований для дальнейшего содержания Илаева под стражей и продолжить применение экстрадиционного ареста.

Защита Илаева настаивала на том, что для продолжения ареста нет никаких оснований. В частности, она отметила, что прокурор не представил в своем ходатайство рисков, которые делают необходимым содержание Илаева под стражей. Защита также отметила, что Илаев имеет семью, проживает около 10 лет на одном месте, никогда не привлекался ни к уголовной, ни к административной ответственности. Недавно он подал в Государственную миграционную службу заявление о предоставлении ему защиты в Украине и сдал в ГМС на хранение свой паспорт, по средам является к сотруднику ГМС для дачи объяснений. Таким образом, по мнению защиты, Илаев не имеет возможности без паспорта уехать из Украины, и не намерен скрываться, поскольку ДМС рассматривает его заявление о предоставлении статуса беженца и проверка в настоящее время продолжается.

Защита передала суду ходатайство о взятии Илаева на поруки от председателя Меджлиса крымско-татарского народа Украины Рефата Чубарова, но судья отказал в удовлетворении этого ходатайства. «Суд на месте постановил, что лицо, от имени которого внесено ходатайство, в судебное заседание не явилось, соответственно суд лишен возможности выполнить требования Уголовно-процессуального кодекса Украины — разъяснить лицу, в совершении какого уголовного преступления подозревается Илаев и выполнить другие процессуальные действия», — заявил судья.

Защита также просил суд приобщить к материалам дела ходатайство о взятии на поруки Ассоциации мусульман Украины за подписью председателя Элимдара Хайруллаева, Ассоциации мусульман-беженцев «АЗАН» за подписью председателя Анвара Деркача и Днепропетровской областной детской общественной организации «Поможем детям» за подписью председателя Николая Кожушко. «В связи с тем, что у Илаева есть двое несовершеннолетних детей, а международная конвенция о правах ребенка обязывает оказывать всестороннюю поддержку родителям, которые ухаживают за детьми, и закон «Об охране детства», прошу передать на поруки правозащитной организации «Поможем детям», — сказал Кожушко. Его ходатайство суд приобщил к материалам дела, а два других — нет, мотивировав это отсутствием необходимых документов.

Сам Илаев в короткой речи отметил, что считает дело сфальсифицированным по политическим соображениям.

«Федеральный розыск объявлен в октябре 2009 года, и на следующей странице пишется, что я пересек российско-украинскую границу поездом в 2014 году. То есть, находясь в федеральном розыске, через контрольно-пропускной пункт на поезде официально я въехал в Украину. Это просто невозможно. Может, этот момент не особо и важен, но он показывает, что явно сфальсифицировано дело», — сказал Илаевых.

После оглашения решения суда его прокомментировали журналистам представители сторон.

Вита Дубовик, пресс-секретарь прокуратуры Харьковской области:

Как и положено по закону, через два месяца после заключения под стражу мы проверили, не изменились ли обстоятельства, и суд подтвердил, что обстоятельства не изменились, и до решения вопроса Генеральной прокуратурой об экстрадиции этого лица, это лицо будет ближайшие два месяца содержаться под экстрадиционным арестом… По нашей информации, он находился в розыске около 10 лет. В розыске Интерпола — меньше, но вообще в розыске — около 10 лет. Кроме того, есть информация о том, что он долгое время здесь жил, — если он это и делал, то он не сделал ни одного шага для того, чтобы сделать это официально. Не пытался зарегистрироваться, не обращался в Миграционную службу о каком-то статусе или виде на временное проживание. Он не фиксировал свое гражданское состояние, не регистрировал детей — возможно, он что-то знал? Я не могу давать оценку позиции защиты, они имеют законное право защищать своего клиента всеми правовыми возможностями, которые у них есть, но риски прописаны в Уголовном процессуальном кодексе. Мы бы говорили о рисках только в том случае, если бы лицо было подозреваемым по украинскому законодательству и по нему было бы открыто уголовное производство. В случае же экстрадиционного ареста этот вопрос вообще судом не рассматривается.

Иван Ангелин, адвокат Илаева:

Сегодня мы рассматривали ходатайство прокурора Харьковской области, о том, чтобы продлить сроки экстрадиционного ареста еще на два месяца. Сторона защиты возражала, мы мотивировали свое возражение тем, что нет острой необходимости содержать человека под стражей. Во-первых, очень сомнительные обвинения, во-вторых, человек 10 лет проживал в Украине, не совершал никаких правонарушений у нас, имеет семью, имеет двух малолетних детей, следовательно, не было острой необходимости его содержать. К сожалению, суд не учел наши аргументы. Вместе с тем, мы не опускаем руки, где-то примерно через три недели стороной защиты будет подано ходатайство о повторном пересмотре этих обстоятельств … Он как лицо, являющееся гражданином иностранного государства и не судимый, содержится в камере с двумя другими иностранными гражданами, он чувствует себя относительно хорошо, родственники его поддерживают … Мы все равно добьемся того, чтобы Амхада освободили или на поруки, или под его личное обязательство.

Как сообщал Харків Times, члены президиума общественно-политического движения «Свободный Кавказ» обратились к правительству Украины с призывом остановить процесс экстрадиции в Россию задержанного в Харьковской области чеченца Амхада Илаева и «предоставить ему политическое убежище в Украине, согласно нормам и принципам международного права, и Женевской Конвенции по правам человека»