Харьковские правозащитники поддержат Кипиани и «Vivat» в суде по иску Медведчука

Фото: Вахтанг Кипиани/Facebook

Харьковская правозащитная группа (ХПГ) намерена оказывать поддержку журналисту Вахтангу Кипиани, харьковскому издательству «Vivat» и типографии «Юнисофт» в деле об иске политика Виктора Медведчука с требованием запретить распространение книги Кипиани «Дело Василя Стуса».

Об этом Харків Times стало известно из сообщения в Facebook директора ХПГ, председателя правления Украинского Хельсинкского Союза по правам человека Евгения Захарова.

«Харьковская правозащитная группа поддерживает это дело, как стратегическое, и будет защищать свободу выражения взглядов», — написал Захаров.

По его мнению, иск Медведчука вряд ли будет удовлетворен, «по меньшей мере, в части запрета распространения книги».

Ранее главный редактор издания «Историческая правда» украинский журналист, публицист и историк Вахтанг Кипиани сообщил в Facebook, что свежеизбранный нардеп и глава политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Медведчук подал на него в суд, чтобы защитить свои «честь, достоинство и деловую репутацию» и «опровергнуть недостоверную информацию», якобы приведенную в тексте книги Кипиани «Дело Василя Стуса».

«Медведчук требует запретить распространение (продажу) в любой форме и на любой территории экземпляров этой книги», — написал Кипиани.

Первое заседание по этому иску должно состояться 2 октября в Дарницком суде Киева.

Известно, что Медведчук выступал в роли адвоката на процессе по обвинению украинского поэта и диссидента Василя Стуса в 1980 году. Василь Стус отказался от адвоката Медведчука, однако суд не принял его отказ во внимание. Согласно материалам процесса, Медведчук фактически выступил на стороне обвинения, признал верной «квалификацию действий» своего подзащитного и в своей речи на суде заявил, что «все преступления Стуса заслуживают наказания». В защиту же своего подзащитного адвокат не нашел иных аргументов, кроме того, что Стус «выполнял норму» по месту своей работы и перенес тяжелую операцию на желудке.

Суд назначил Стусу самое тяжкое возможное наказание — 10 лет лагерей. На свободу поэт уже не вернулся — он умер практически ровно 34 года назад — в ночь с 3 на 4 сентября 1985 года в карцере пермской политзоны ВС-389/36-1.

Бывший адвокат Медведчук до сих пор не считает, что в чем-либо нарушил адвокатскую этику, оправдывая себя тем, что роль адвоката в политических процессах в СССР была минимальной и он не мог спасти Василия Стуса.

В то ж время украинские адвокаты Роман Тигикало и Илья Костин, проанализировав материалы того судебного процесса, пришли к однозначному выводу, что «адвокат со своими обязанностями не справился» и более того «фактически стал пособником стороны обвинения, действовал вопреки и нормам права, и требованиям профессиональной этики».

Как сообщал Харків Times, Исполком Харьковского городского совета 28 августа принял решение об увековечении памяти бывшего начальника Управления КГБ Украинской ССР по Харьковской области (1980-1987 гг.) Юрия Шрамко, что противоречит требованиям Закона Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацисткого) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики».