Кто виноват в провале выпуска БТР для фронта: в обмен обвинениями включился ЛКМЗ

Фото: ukroboronprom.com.ua

К ряду взаимных обвинений Министерства обороны и концерна «Укроборонпром», обвиняющих друг друга в срыве производства бронетранспортеров семейства БТР-4 для Вооруженных сил Украины, присоединился Лозовской кузнечно-механический завод (ЛКМЗ), который производит бронированные корпуса, а также узлы и агрегаты трансмиссии для БТР. Коллектив завода направил обращение президенту Владимиру Зеленскому, в котором жалуется на действия «Укроборонпрома», ведущие к угрозе остановки производства корпусов для БТР-3 и БТР-4.

Об этом ХарківTimes узнал из письма завода, сканы которого опубликовала Лозовская телекомпания «Сигма».

«Просим объективного, справедливого, законного решения проблемы сохранения единственного в стране производства по изготовлению бронированных корпусов для БТР-3 и БТР-4, которое находится на грани существования из-за, по нашему мнению, преступных действий должностных лиц Государственного концерна» Укроборонпром «и руководства предприятий Концерна», — говорится в письме.

Лозовские машиностроители обвиняют «Укроборонпром»

ЛКМЗ отмечает, что предприятие за годы своего существования изготовило около 40 тыс. бронированных корпусов машин МТЛБ, БТР-3, БТР 4, 2С1. Предприятие имеет необходимый для этого набор технологического оборудования.

В письме утверждается, что ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.Морозова» (ГП «ХКБМ»), получив еще в конце 2016 года заказ от Минобороны на изготовление 45 бронетранспортеров БТР-4 на сумму почти 1 млрд гривен, только через полтора года, в апреле 2018 года, подписало контракт с ЛКМЗ на изготовление бронированных корпусов. Причем ХКБМ заказало не 45 корпусов, а только 34. «При этом ГП» ХКБМ «не выполнило своих обязательств по договору в части финансирования, и в конце 2018 года вообще прекратило любые выплаты в адрес ЛКМЗ, как за уже изготовленную продукцию, так и предусмотренных договором предварительных выплат. Нет никаких сомнений в том, что если бы ГП «ХКБМ» своевременно обратилось к нашему предприятию, то за 2017-2018 гг. все 45 корпусов были бы изготовлены, и ГП «ХКБМ» без риска имело возможность завершить контракт с МОУ в июне 2019 года», — говорится в письме.

По данным завода, по состоянию на 15 августа 2019 года ХКБМ имеет перед ЛКМЗ задолженность на сумму более 50 млн гривен авансовых платежей по договорам, обязательства по которым ЛКМЗ частично или в большей части выполнены. Также ХКБМ имеет долг на сумму более чем на 25 млн гривен оплаты за отгруженную продукцию.

«Чтобы скрыть затягивание времени на реализацию ГОЗ (государственного оборонного заказа — Харків Times), нерациональное использование ассигнований МОУ на изготовление БТР и неспособность (возможно, преднамеренно) выполнить свои обязательства перед ООО «ЛКМЗ», руководство Концерна прибегло к постоянным обвинениям в СМИ нашего коллектива», — отмечается в письме.

ЛКМЗ отмечает, что как стало известно, руководство Концерна заранее планировало заменить сталь украинского производителя брони на импортную, аргументируя это экономической целесообразностью и необходимостью перехода на «натовские стандарты».

«Под видом «натовской» брони Концерн приобрел финские листы стали MiiluxProtection 500, предназначенные производителем для изготовления инкассаторских машин и сейфов. Закупка проведена через польских посредников. По информации военного представительства МОУ, в приобретенной стали содержание легирующих элементов критически низкое, ее использование при изготовлении корпусов приведет к поставке Вооруженным Силам Украины бронетехники ненадлежащего качества с низкой пулестойкостью, что создаст реальную угрозу жизни и здоровью военнослужащих, и приведет е к неизбежным потерям при боевом применении. Но она больше чем в два раза дороже, чем высококачественная броня украинского производителя «, — говорится в письме.

Руководство предприятия убеждает президента, что активное продвижение брони иностранного производства со стороны «Укроборонпрома» — «это ширма для прикрытия банального желания руководства Концерна дополнительно потратить почти 40 тыс. долларов при изготовлении каждого корпуса и нажиться на импорте бронесталей за счет коррупционных схем, которые процветают в Концерне». В письме также утверждается, что применение «натовской» стали ведет к удорожанию БТР-4 более чем на 1 млн. гривен с сомнительным конечным качеством. «Если бы чиновники на самом деле были заинтересованы в экономии и борьбе с так называемым «монополизмом ЛКМЗ», они бы воспользовались потенциалом национальных производителей, отдавая приоритет или закаленной стали ОАО «Азовсталь», или закаленным бронекомплектам ООО «ЛКМЗ», на изготовление которых уже был заключен договор «, — говорится в письме.

«Политика Концерна по выполнению государственного оборонного заказа привела ряд предприятий Концерна, в том числе ГП «Киевский бронетанковый завод», ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. Морозова» и ООО «ЛКМЗ» к крайне тяжелому положению, связанному с сокращением производства, задолженности по выплате заработной платы, задолженности по выплатам в государственный и местный бюджеты, критическому снижению численности работников и крайне напряженных отношений между предприятиями», — отмечается в тексте обращения.

«Укроборонпром» обвиняет лозовских машиностроителей

Госконцерн «Укроборонпром» отреагировал на обвинения завода заявлением «о недостоверной информации ООО» ЛКМЗ «о качестве финской брони».

«ГК «Укроборонпром» отмечает, что ООО «Лозовской кузнечно-механический завод» вводит в заблуждение общество и верховного главнокомандующего ВСУ в вопросе изготовления корпусов для БТР-4. Информация, распространенная этим предприятием, о том, что использование финской бронестали, из которой изготавливают бронетехнику НАТО, якобы приводит к повышению цены на 1 млн грн за один корпус, не соответствует действительности и является проявлением недобросовестной конкуренции «, — говорится в документе, опубликованном на сайте госконцерна.

«Укроборонпром» приводит калькуляцию стоимости корпусов для БТР-4, которые производит «ЛКМЗ», по сравнению со стоимостью корпуса, изготовленного из импортной стали на ГП «ХКБМ им. Морозова». Согласно ей, экономия только на одном корпусе, который изготавливается из финской бронестали, составляет почти 0,4 млн грн.

«Вместе с тем отмечаем, что из-за позиции 85-го военного представительства Минобороны пока заблокировано использование импортной брони, а следовательно — и производство БТР-4. Потому что реальные мощности «ЛКМЗ» — 1,5 корпуса в месяц, что было засвидетельствовано самими же военными», — говорится в документе.

«Похоже, что в процессе заказа и изготовления БТР-4 происходит сговор военной приемки №85 Минобороны и частного производителя, где военное ведомство готово переплачивать бюджетные средства, чтобы обеспечить кооперацию с определенным частным производителем. Подчеркиваем, что только в этом году» ЛКМЗ «повысило цены на изготовление корпуса в 1,5 раза. Это ощутимо увеличивает стоимость одного БТР-4, изготовленного предприятиями концерна для нужд ВСУ. А в условиях, когда Минобороны отказывается учесть эти факторы в соответствующих документах, дальнейшая деятельность ГП «ХКБМ» предстает перед существенными рисками», — заявляет концерн.

В документе также отмечается: заявления «ЛКМЗ» о том, что финская броня MiiluxProtection 500 предназначена для сейфов, «выглядит как неудачная шутка или неуместный троллинг». Ведь военные ведомства 40 стран мира, в том числе стран-членов НАТО, используют бронемашины из этой марки стали. Минобороны Украины также активно эксплуатирует машины «Казак» и «Варта», изготовленные именно из этой брони. «То есть в одном случае военное ведомство закупает изделия из определенной марки стали и вполне удовлетворено ее характеристиками. А в другом — рассказывают устами главы военного представительства №85 Плющакова о металле для сейфов», — отмечает «Укроборомпром».

Госконцерн заявляет, что сознательное нагнетание негатива против стали финского производителя имеет признаки недобросовестной конкуренции. «Ведь в Минобороны знают о «болезни» стали 71 — микротрещины, образующиеся при эксплуатации боевых машин. Специалисты «ХКБМ» вынуждены регулярно чинить корпуса в рамках текущих ремонтов, исправляя последствия непрофессионализма частных производителей. В «Укроборонпроме» готовы предоставить соответствующие фотографии корпусов БТР-4, которые подтверждают эти дефекты. Подчеркиваем, что «ЛКМЗ» не способен производить необходимое количество корпусов. Это подтверждено официальным сообщением 85-го военного представительства Минобороны в адрес Концерна. Которое, собственно, и заблокировало использование иностранной брони», — говорится в заявлении.

Как сообщал Харків Times, ГП «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. Морозова» вынужденно переводит почти тысячный коллектив предприятия на двухдневную рабочую неделю.

Концерн «Укроборонпром», в состав которого входит ХКБМ, заявил, что причина этого — ряд решений Минобороны, которые создают условия для уничтожения ХКБМ. Концерн заявил, что Минобороны прекращено финансирование производства БТР-4 из-за неспособности частной компании ООО «Лозовской кузнечно-механический завод», которая является монополистом в изготовлении корпусов из стали марки «71», производить необходимое количество корпусов. «85-е военное представительство Минобороны заблокировало возможность производить корпуса БТР-4 из бронестали производства Евросоюза на мощностях ХКБМ и других предприятий Концерна», — говорится в сообщении.

Министерство обороны Украины обвиняет государственное предприятие «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. О.О.Морозоваˮ (ХКБМ) в срыве контрактов на производство и модернизацию бронетехники. В то же время, Минобороны заявляет, что обвинения со стороны» Укроборонпрома «в адрес оборонного ведомства в якобы намерениях блокирования закупки бронетранспортеров БТР-4Е и доведение ХКБМ к банкротству «абсолютно безосновательными, а факты, распространенные рядом информационных агентств и Интернет-изданий,» не достоверного подтверждения «.