Неэффективный менеджмент — Держаудитслужба обнародовала риски КП «Харьковский метрополитен»

Фото: Харьковский метрополитен / Facеbook

Работники Северо-Восточного офиса Государственной аудиторской службы Украины провели финансовый аудит деятельности КП «Харьковский метрополитен». По результатам проверки, специалисты обнаружили ряд внутренних рисков, которые негативно влияют на деятельность предприятия.

Об этом ХарківTimes узнал из отчета Госаудитслужбы Украины.

Аудит проводили в течение двух месяцев: с 1 января по 28 февраля 2019 года. Как отмечается в документе, причиной проведения аудита являются проблемы в деятельности социально значимого для города предприятия. Среди них — убыточность его финансово-хозяйственной деятельности; рост кредиторской задолженности; неудовлетворительные показатели, характеризующие платежеспособность и ликвидность, при значительных объемах выделенных
бюджетных средств.

Специалисты установили, что износ подвижного состава составил 90,8%, эскалаторного хозяйства — 75,8%, вентиляционного оборудования — 85,7%. Технологический транспорт на 100% исчерпал свой ресурс.

В отчете отмечается, что львиную долю чистых доходов предприятие получает за счет перевозки пассажиров. В 2016 году доход от перевозки пассажиров в метро в структуре чистых доходов КП составил 96,72%. По итогам 2017 этот показатель вырос до 96,89%, в 2018 году составил 97,29%.

Согласно отчету, в 2016 году финансовая поддержка из городского бюджета составила 29 725,00 тыс. грн, в 2017 году выросла 159 474,40 тыс. грн.

Специалисты обнаружили, что Харьковский метрополитен продает рекламные услуги, в четыре раза ниже, рыночных. За три года, с 2016 по 2018, доход харьковского метрополитена от рекламы составил 41,78 млн.грн., Что составляет 1,98% от общей суммы чистых доходов предприятия за этот период.

В 2016 году доход от предоставления мест под размещение рекламы составил 11,54 млн.грн., В 2017 — 14,9 млн. грн., В 2018 — 15,34 млн. грн., За январь-февраль 2019 — 2,66 млн. грн.

Как указано в аудиторском отчете, расчет ежемесячной стоимости услуг размещения рекламы в метрополитене выполнялся в произвольной форме без использования нормативно-правовой или методологической базы.

Проведенным анализом информации, размещенной на сайтах рекламных агентств по стоимости размещения рекламы в харьковской «подземке», установлено, что она минимум в четыре раза превышает ту, которая указана в договорах метрополитена с рекламными агентствами и мерчендайзерами.

Так, например, «Харьковский метрополитен» продает услуги по размещению рекламы на стеклянно-металлических дверях типа «Метро» (в 172-дверях одним пакетом) по 12,88 тыс. В то же время, стоимость услуг рекламного агентства «FreeBoard» по размещению рекламы на стеклянно-металлических дверях типа «Метро» (в 172-х дверях одним пакетом) составляет уже 50 тыс.

Таким образом, посреднические рекламные компании определяют стоимость размещения рекламы в метро в среднем в четыре раза выше, чем рассчитано и предлагается КП «Харьковский метрополитен».

По заключенным метрополитеном договорам на услуги по предоставлению мест для размещения рекламы, более 80% заказчиков — это рекламные агентства. Фактически метрополитен продает услуги по размещению в рекламе не конечным потребителям. Продает по цене, в четыре раза ниже рыночной.

Как указано в заключении аудиторского отчета, КП «Харьковский метрополитен» может повысить стоимость своих услуг по предоставлению мест для размещения рекламы на 350% — 400% и при этом остаться конкуретноспроможним на этом рынке.

По мнению экспертов  Госаудитслужбы, маркетинговая стратегия КП в области рекламной деятельности является несовершенной и приводит к недополучению финансовых ресурсов. По выводам специалистов, несовершенная маркетинговая стратегия является внутренним риском для деятельности предприятия.

Кроме этого, внутренними рисками специалисты считают функционирующую на предприятии систему проведения ремонтов и технического обслуживания подвижного состава, реализацию услуг по ценам ниже себестоимости, недостаточный уровень внутреннего контроля.