Как войны не ждали. А зря

Сопоставив несколько событий последнего времени, видим, что российская авантюра в Керченском проливе не является такой уж неожиданной.

В период с 18 по 24 октября Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел опрос по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах, 52 субъектах РФ. И 22 ноября результаты исследования были обнародованы. Среди вопросов, заданных респондентам, были такие: «Если бы выборы президента России состоялись в ближайшее воскресенье, приняли бы вы в них участие, и если да — за кого из нынешних политиков вы бы проголосовали?» и «Как вы считаете, несет ли Владимир Путин ответственность за проблемы, стоящие перед страной во время его правления?». Ответы на первый вопрос оценивались как в процентах ко все опрошенным, так и в процентах к тем, кто на момент опроса вообще готов был голосовать.

По результатам исследования, на сегодня 61% россиян считает Путина в полной мере ответственным за проблемы, вставшие перед страной. За прошедшие шесть лет этот показатель колебался от 43% в 2016-м до 55% в минувшем году. Еще 22% респондентов считают нынешнего лидера России ответственным «в некоторой мере». И лишь 16% полностью снимают с него ответственность, возлагая ее на «нерадивых и коррумпированных чиновников», «положение, в котором находилась страна в конце 90-х годов», или «мировой кризис».

Что же касается готовых «в ближайшее воскресенье» проголосовать за Путина при выборе президента страны, их количество среди общего числа опрошенных составляет 40% (в прошлом году было 55%). А среди готовых к столь скорому голосованию — не превышает 56% (по сравнению с прошлогодними 66%).

Это вполне дает повод предполагать, что российскому президенту и его окружению может срочно понадобиться какая-то новая «маленькая победоносная война» или хотя бы эскалация уже имеющегося конфликта, дабы срочно «сплотить нацию».

Факт второй. Также на прошлой неделе в целом ряде СМИ, в том числе и российских, были опубликованы тревожные сообщения о том, что, согласно результатам космической съемки, Крымский мост имеет «несколько критических участков, где происходят процессы смещения». Одни участки проседают со скоростью до 89 миллиметров в год, другие – поднимаются со скоростью до 52 миллиметров в год. По мнению экспертов, опрошенных изданием «Крым.Реалии», сложные погодные условия зимой могут усугубить нестабильность конструкции. Ранее о проблемах моста рассказывал изданию InfoResist старший научный сотрудник Института водных проблем российской академии наук, кандидат геолого-минералогических наук Юрий Медовар. По его мнению, неравномерность неизбежной осадки моста приводит к его перекосу и чревата катастрофами. Незадолго до этого израильский гидрогеолог Эли Беленсон опубликовал в своем блоге в интернет-газете Каспаров.ru исследование, посвященное истории строительства и прогнозам существования Крымского моста. В этом исследовании ученый достаточно доказательно рассказал о проблемах со строительством моста и об отсутствии профессиональных геоизысканий при подготовке проекта. Беленсон даже «поймал» Россию на изменении задним числом СНИПов, касающихся грунтов и почв, на которые позволено опирать такие масштабные сооружения. Прогнозы Беленсона также весьма неутешительны. «Я не юрист, но мне кажется, что так делать нельзя. Это не просто нечестно, это ещё и элементарно опасно. Ведь речь идёт о строительстве крупнейшего объекта. На кону человеческие жизни, в конце концов», — пишет израильский ученый.

Похоже, что внимание общественности от реальной проблемы с мостом необходимо срочно отвлечь, скажем, переключив внимание на боевые действия в этом регионе.

А теперь — факт третий. Сегодня, 26 ноября, Арбитражный трибунал в Париже вынес беспрецедентное решение: взыскать с Российской Федерации в пользу украинского «Ощадбанка» 1,3 млрд долларов США. Эта сумма взыскивается в качестве компенсации убытков «Ощадбанка», причиненных вследствие аннексии Крыма со стороны РФ. Слушания состоялись согласно Арбитражному регламенту Комиссии ООН по праву международной торговли 1976 г., а также в соответствии с Соглашением между Кабинетом министров Украины и Правительством РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Как сообщают в «Ощадбанке», «сумма взыскания составит 1,3 млрд долларов США плюс проценты, которые будут насчитаны с момента вынесения решения до момента фактической компенсации».

Согласно статьи 32 Арбитражного регламента Комиссии ООН 1976 года, арбитражное решение является окончательным и обязательным для сторон. Стороны обязаны исполнять арбитражное решение без промедления.

Россия уже давно заявила, что международные договоренности и решения международных судов для нее — не указ. Но всякий раз, когда такие решения принимаются, за этим непременно следуют провокации и игра мускулами, порой совершенно в иных сферах.

Это только три факта, которые бросаются в глаза в связи с открытым актом российской агрессии в Керченском проливе. Я сознательно не говорю об участившихся провокациях России против наших судов в акватории Азовского моря и явном стремлении агрессора лишить украинские порты на Азове выхода к морям. Но даже без этого, становится понятно, что ожидать провокаций и даже открытой агрессии в этом регионе следовало уже давно.

Мария Коротаева