Сергей Бобок
Фото автора.
2 марта 2022 года российские войска ударили ракетами по административным зданиям и одному из корпусов Харьковского национального университета им. Каразина, рядом с которыми расположен Харьковский художественный музей. В обоих зданиях музея — памятниках архитектуры начала 20 века — моментально вылетело почти 200 окон. Получили повреждения кровли, радиаторы отопления, на стенах появились трещины, кое-где отпала штукатурка. По залам, где десятилетиями тщательно поддерживался режим необходимой для сохранения картин температуры и влажности, гулял зимний ветер.
«Это было ужасно, потому что картины как дети — боятся холода, боятся влаги, боятся сквозняков. А все окна отсутствуют. И дождь, и снег тогда был — и все это летело в помещение. На тот момент в экспозиции было около 200 произведений искусства. Вокруг лежали горы стекла, разбитые окна. Но ни одна картина не упала! Это было чудо какое-то», — вспоминает директор музея Валентина Мызгина.
Работницы музея принялись переносить картины в цокольный этаж — там можно было по крайней мере спрятать их от дальнейших взрывных волн, если обстрелы будут продолжаться.
«Мы же не знали, когда ожидать следующего обстрела. А у нас была еще на втором этаже экспозиция фарфора. Мы его заворачивали просто в одежду, которую смогли найти в музее», — говорит заведующая отделом зарубежного искусства Марина Филатова.
Несмотря на обстрелы города, работницы музея продолжали ходить на работу, пытаясь затянуть окна пленкой, которая была в музее. Но вскоре она закончилась. Руководство музея через соцсети обратилось к харьковчанам, которые оставались в городе, с просьбой помочь.
«Пленки не было, купить ее было невозможно ни за какие деньги. И харьковчане приносили эту пленку. Самым волнующим моментом было, когда одна женщина принесла два метра пленки и сказала: «Возьмите, пожалуйста, у меня больше нет», — вспоминает Мызгина.
Затем к работе присоединились волонтеры, которые забивали окна ДВП, ДСП, затягивали пленкой — всем, что было. Картины из коллекции перевезли в более безопасное хранилище. Впрочем, хотя внешне они вроде бы не пострадали, но специалисты говорят, что проблемы могут проявиться со временем.
«Работы художников пережили стресс. И только через несколько месяцев, а может, и лет будет понятно, как они пострадали», — говорит Мызгина.
Начало восстановления
Благодаря помощи общественного фонда «Толока» и «Союза побратимства Харьков — Нюрнберг» была отремонтирована поврежденная крыша на одном из зданий. В конце 2022 года нашелся киевский предприниматель, который профинансировал установку окон. Постепенно заменили поврежденные радиаторы отопления. Наконец в зданиях вновь появилось тепло, свет и вода.
В апреле-мае 2023 года в нескольких залах даже прошла выставка работ народного художника Украины Виктора Ковтуна, посвященная военному Харькову, его жителям и защитникам.
Наконец, музей в сотрудничестве с общественной организацией «Арт Оборона» получил грант на более чем 91 тысячу евро на ремонт части залов. Проект финансируется Европейским Союзом в рамках программы House of Europe, а также немецким культурным центром Goethe-Institut (Гете-институт) при Посольстве Федеративной Республики Германия в Украине.Коммуникационный менеджер проекта по восстановлению Наталья Вальтер-Буйнова говорит, что сотрудничество общественных организаций с коммунальными учреждениями в таких проектах очень важно.Организация, работающая в сфере защиты и восстановления архитектурного и исторического наследия, уже имеет опыт работы с грантами и соответствующих процедур, которые необычны и сложны для бухгалтерии музея.
«Обычно, все коммунальные учреждения, которые сталкивались с подобным, вспоминают об этом со страхом. Или даже просто бухгалтеры могут сказать, что нет, мы увольняемся, мы работать не будем, потому что это очень-очень много работы.
Мы же имеем достаточно опытную команду с большой грантовой историей.При этом, конечно, желательно, чтобы все-таки, коммунальные учреждения тоже понимали, как работать с грантами», — говорит она.
Вальтер-Буйнова отмечает, что очень важно, что сотрудники музея оперативно зафиксировали повреждения, нанесенные музею:
«Очень быстро сработала команда музея. Потому что, если вашим заведениям нанесен ущерб, у вас должна обязательно быть комиссия, которая составляет акт о повреждении. И вы должны очень быстро посчитать, что именно закладывать в бюджет. Я знаю такие случаи, когда у нас в Харькове были повреждены здания учреждений культуры, но комиссию вовремя не созвали и акт не составили. Поэтому теперь, когда прошло столько времени, найти средства на их восстановление достаточно сложно».
Для тех, кто ищет гранты на восстановление, очень важно тщательно описать роль заведения в той или иной громаде.
«Если говорить о нашем художественном музее, то это место, где хранят уникальные картины. Кроме того, что художественный музей объединяет различные художественные общества, сюда приходили школьники, студенты, художники. Это место, где проводятся выставки новых картин. Это место, где происходит обучение, проходит много лекций. На всем этом надо подчеркивать донору. Если роль этого заведения важна, если оно в центре внимания, то его надо восстанавливать», — отмечает Вальтер-Буйнова.
Второй обстрел и новые вызовы
30 декабря 2023 года российская ракета попала во двор жилого дома недалеко от музея. Взрывом сильно повредило жилые дома и медучреждение, ранило более 20 жителей. Взрывная волна докатилась и до здания музея. На этот раз повреждения были не такими серьезными, но снова вылетело почти 50 окон. Благотворитель, который помог решить проблему в первый раз, не отказывался помочь снова — но только после того, как прекратятся обстрелы города.
Кроме того, от взрыва сдвинулись конструкции уже отремонтированной крыши. Впрочем, строители, которые ремонтировали ее, устранили эти повреждения бесплатно.
Несмотря на новые повреждения, сотрудники продолжили работы по ремонту музея. В грант была заложена замена еще 34 окон, а также ремонт четырех выставочных залов на первом этаже здания. Эти работы уже завершены.
В гранте также предусмотрена замена охранной сигнализации и видеонаблюдения — имеющиеся системы эксплуатируются уже более 10 лет и исчерпали свой ресурс.
«Мы надеемся на то, что нам позволят работать в полную силу и проводить там выставки. Конечно, о выставках из фондов речь не идет. Это будут выставки современных художников. И на сегодня уже есть несколько запросов от художников из других городов об экспонировании их выставок. Пока что возобновить работу музея не удается. Сейчас Харьков снова подвергается интенсивным обстрелам, мы не устраиваем выставок, не имеем на это права, потому что у нас нет бомбоубежища. Мы не можем собирать большое количество людей на наши мероприятия. Это очень обидно. Мы уже очень соскучились по нашим посетителям. И нам часто звонят люди и спрашивают, когда же мы откроемся», — говорит заместитель директора по научной работе Лариса Абраменко.
Что дальше?
«Сейчас мы ведем речь лишь о частичном восстановлении.Конечно, средств этого гранта недостаточно на все аварийные работы, которые еще нужно сделать», — отмечает Абраменко.
В аварийном состоянии находится крыша закрытой галереи, где экспонировались работы украинского живописца Сергея Васильковского. Эту галерею пристроили к основному зданию в 50-х — начале 60-х годов.Она соединила крылья здания, чтобы обеспечить закольцованный переход посетителей и экскурсантов.По оценкам специалистов, качество строительства было недостаточно высоким.Со временем внешняя стена приобрела аварийное состояние.После взрывов здесь до сих пор нет окон.
«Обвалилась несущая балка на потолке.И если мы не отремонтируем крышу, не заменим эту балку, то не сможем поставить там окна», — отмечает Абраменко.
Директор музея Валентина Мызгина говорит, что для полноценного функционирования музея нужно еще ориентировочно 15 млн гривен в текущих ценах. Надо завершить ремонт зданий, установить современное освещение и оборудование. Сегодня этих средств у музея нет.
«Мы верим в то, что сможем восстановить наш музей. Не сразу, далеко не сразу, но сможем восстановить все те формы работы, которые у нас были… Конечно, война изменила многое, и мы уже думаем о новой экспозиции. Конечно, будем расширять нашу экспозицию национального искусства. Надо усилить отдел современного искусства. Но музею вообще мало места в этом здании», — говорит она.
Проблема нехватки места для экспозиции возникла не сегодня. В нынешнее здание музей въехал в 1944 году с небольшой частью коллекции, которая была в эвакуации во времена Второй мировой войны.
Затем музею передали соседнее двухэтажное здание, которое обустроили для проведения выставок. До полномасштабного вторжения там проводили до 60 выставок в год.Сейчас музей хранит около 26 тысяч произведений.А имеющихся помещений хватает для экспонирования лишь 8-9 процентов коллекции.В 70-х годах обсуждалась идея передачи музею еще ряда соседних зданий и создания музейного комплекса.Но эти планы так и не были воплощены.Поэтому руководство музея надеется со временем вернуться к этой идее и намерено после победы добиваться передачи музею нескольких зданий, которые сейчас не используют их владельцы — медицинские учреждения.
«Нам есть что показать. И научная работа по изучению нашей коллекции не прерывалась.
Все эти дни, месяцы, годы научные сотрудники работают с коллекцией, работают с материалами. Но вопрос площадей стоял, стоит, и, я думаю, еще долго будет стоять.
Конечно, будем работать над этим.И постепенно-постепенно музей все-таки станет действительно современным — с соответствующим оборудованием, освещением, с хорошими рекреационными зонами… Все это возможно, но нужна победа и нужен мир», — говорит Мызгина.
Справка. Коллекция Харьковского художественного музея является одним из наиболее древних и ценных художественных собраний Украины.
Коллекция музея основана в 1805 году, когда Харьковский университет приобрел 2477 графических листов выдающихся западноевропейских художников. В дальнейшем его коллекция пополнялась, в частности благодаря собранию работ, подаренных музею благотворителями, и из других источников.
В период с 1920-х годов до Второй мировой войны музей прошел несколько реорганизаций, его коллекция увеличилась до 75 тыс. экспонатов и считалась одной из самых ценных в СССР. Однако в план эвакуации внесена она не была, из-за чего удалось эвакуировать лишь около 4,7 тысяч ценнейших экспонатов. Нацисты вывозили музейные экспонаты в Германию, а за несколько дней до освобождения Харькова сожгли здание музея вместе с остатками коллекции.Сегодня фонды музея насчитывают примерно 26 тыс. экспонатов западноевропейской, восточной и отечественной живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства XV-XXI веков.
Сейчас музей размещен в двух домах, которые являются памятниками истории и архитектуры и расположены в историческом центре города. Главным зданием музея является двухэтажный особняк на улице Жен Мироносиц, 11, построенный в 1912-1914 годах архитектором Алексеем Бекетовым в стиле классицизма с элементами барокко и модерна для местного промышленника.
Часть интерьеров и внешней отделки помещения была утрачена до передачи здания музею после Второй мировой войны. В музейный комплекс также входит расположенный рядом двухэтажный дом, построенный Бекетовым в 1896 году для женской воскресной школы (это был первый в Российской империи дом, специально возведенный для женской школы). В нем обустроены выставочные залы для временных экспозиций и размещен ряд служб музея.