Поврежденные здания и спрятанные картины: как живет Харьковский художественный музей после российских ракетных обстрелов

Сергей Бобок

Здания Харьковского художественного музея были повреждены в результате российских ракетных обстрелов 2 марта 2022 года и в меньшей степени — в результате более поздних обстрелов исторического центра Харькова.

Утром 2 марта российские войска ударили ракетами по административным зданиям и одному из корпусов Харьковского университета, расположенных рядом с музеем. По данным руководства музея, в результате взрывной волны в обоих зданиях были выбиты все окна, повреждены кровли и конструкции крыш, повреждены подвесные потолки с системой освещения, система отопления, леса стен и потолков, уничтожена компьютерная техника. Отсутствие окон в зимнюю погоду привело к нарушению температурно-влажностного режима внутри зданий, что представляло угрозу состоянию сохранности музейных предметов.

Директор музея Валентина Мызгина вспоминает, что в момент взрывов в здании находилось только три женщины — она сама, главный хранитель музея Вера Яровая и заведующая отделом зарубежного искусства Марина Филатова. «Ветер дует в разбитые окна, дождь со снегом, это все невероятный стресс для картин. Живопись — она как младенец, она боится сквозняков, перепада температур, холода. Мы понимали, что нам нужно как можно скорее спасти картины. Мы начали стягивать их из залов вниз, в полуподвал, потом уже наши сотрудницы стали привлекать на помощь и своих мужей, и своих сыновей. Это было очень все тяжело. И было, скажу честно, страшно, потому что в то время очень активно бомбили Харьков», — рассказывает она.

«Мы сначала все эти произведения сносили просто вниз, туда, где нет окон, они тяжелые, но с этим мы как-то справились. Мы же не знали, когда следующий обстрел ждать. А у нас была еще на втором этаже экспозиция фарфора, мы ее закутывали просто в одежду, которую смогли найти в музее», — вспоминает Марина Филатова — «Мы с семьей переселились из своей квартиры в укрытие. Свекровь нас с мужем за руки хватала, когда мы выходили из него. На улице все время что-то взрывалось, что-то стреляло, апокалипсис, ни одного человека вокруг, центр города — а вообще нет людей. И мы идем, а вокруг свистит, реально свистит… Мы каждый день ходили на работу, каждый день мы здесь что-то забивали, закрывали».

Позже к спасению коллекции присоединились сотрудники, которые в первые дни войны выехали с семьями в другие регионы Украины.

«В музее нашлось немного полиэтиленовой пленки, и ею начали забивать окна. Но она быстро кончилась — надо было закрыть около 200 окон большого размера. Руководство музея обратилось за помощью к жителям города, которых в те дни оставалось в городе совсем немного, с просьбой помочь с пленкой. Люди откликнулись на призыв о помощи. Вы знаете, какая самая дорогая для меня пленка оказалась? Пришла женщина и принесла маленький рулончик пленки. Говорит: здесь у меня всего два метра, больше у меня нет. Вот тогда я впервые заплакала», — вспоминает Мызгина.

Вскоре местные волонтеры закрыли окна картоном, однако он продержался до первых же дождей. Позже оконные проемы закрыли дерево-волоконными щитами, они стоят до сих пор. Однако это было лишь частичным решением проблемы — они не защищали помещение полностью от влаги и холода. Предприниматель из Киева, пожелавший не называть публично свое имя, за свой счет установил в окнах стеклопакеты, а также частично заменил поврежденные радиаторы отопления в основном здании. При этом были утеряны поврежденные взрывом аутентичные оконные рамы — работники музея сохранили их фрагменты для восстановления в будущем. Сегодня музей восстанавливает несколько залов на первом этаже главного здания, однако денег на восстановление кровель и других помещений нет.

«Несмотря на все сложности, связанные с разрушенными интерьерами, как только в здании музея были вставлены окна, 13 апреля 2022 года мы открыли первую выставку во время войны «Там, где мы есть». Которая показала, что несмотря на то, что сейчас главная задача выжить и победить, люди очень соскучились по искусству! На картинах народного художника Украины Виктора Ковтуна родной город — разрушенный, раненый, но непокоренный! Я не видела ни единого человека, который бы остался равнодушным после посещения выставки! Эта выставка наша благодарность и уважение пожарным, спасатели, медикам … всем тем, благодаря кому художники имеют возможность создавать картины, музей открывать выставки, наконец, что мы просто можем продолжать жить в родном городе «- рассказывает Филатова.

Благодаря помощи благотворителей из Германии, Польши, Швеции, Австрии, Норвегии и ряда других стран музей смог закупить определенное количество бескислотной бумаги и других специальных упаковочных материалов и запаковать ценные произведения искусства. Сегодня основная часть самых ценных предметов коллекции вывезена из музея и хранится в безопасном месте.

По словам Мызгиной, музею в первую очередь нужны средства для ремонта кровель и залов, системы климат-контроля и освещения, компьютеры, техника для оцифровки экспонатов коллекции. Это позволит максимально сохранить коллекцию музея и хотя бы частично восстановить его работу.

А сейчас в подвале музея стоит украшенная новогодняя елка и на стене коридора — выставка детских рисунков. На стене напротив — плакаты ЮНИСЕФ, предупреждающие детей о минной опасности.

Справка. Коллекция Харьковского художественного музея является одним из наиболее древних и ценных художественных собраний Украины. Коллекция музея основана в 1805 году, когда Харьковский университет приобрел 2477 графических листов выдающихся западноевропейских художников. В дальнейшем его коллекция пополнялась, в частности, коллекциями произведений, подаренных музею благотворителями, и из других источников. В период с 1920-х годов до Второй мировой войны музей прошел несколько реорганизаций, его коллекция увеличилась до 75 тыс. экспонатов и считалась одной из самых ценных в СССР. При этом она не была включена в план эвакуации, в результате чего удалось эвакуировать лишь около 4,7 тысяч ценнейших экспонатов. Нацисты вывозили его экспонаты в Германию, а за несколько дней до освобождения Харькова сожгли здание музея вместе с остатками коллекции. Сегодня фонды музея насчитывают около 25 тыс. экспонатов западноевропейской, восточной и отечественной живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства XV-XXI веков.

В настоящее время музей находится в двух зданиях, которые являются памятниками истории и архитектуры и расположены в историческом центре города. Главным зданием музея является двухэтажный особняк по улице Жен Мироносиц, 11, который был построен в 1912-1914 годах архитектором Алексеем Бекетовым в стиле классицизм с элементами барокко и модерна для местного промышленника. Часть интерьеров и внешней отделки здания была утрачена до передачи здания музею после Второй мировой войны. Также в комплекс музея входит расположенный рядом с этим зданием двухэтажный дом, построенный Бекетовым в 1896 году для женской воскресной школы (это был первый в Российской империи дом, специально построенный для женской школы). В этом доме расположены выставочные залы для временных экспозиций и ряд служб музея.

Материал подготовлен в рамках проекта «Документирование влияния войны на культурный сектор в Украине», осуществляемого Институтом массовой информации в партнерстве с ЮНЕСКО. Данная публикация не выражает какого-либо мнения со стороны ЮНЕСКО. Автор несет ответственность за выбор и представление материалов, а также за высказанные в них мнения, которые не обязательно соответствуют ЮНЕСКО и не обязывают Организацию к каким-либо действиям.