Правозащитники считают ряд введенных правительством ограничений незаконными и вредными для людей

Харьковская правозащитная группа считает ряд ограничений, введенных постановлением Кабинета Министров № 255 2 апреля 2020 года, вредными для людей, и призывает их отменить.

Об этом Харків Times узнал из документа «Вывод Харьковской правозащитной группы о целесообразности и законности введения карантинных мероприятий в соответствии с Постановлением Кабинета министров Украины №255 от 2 апреля 2020 года», обнародованного на сайте ХПГ.

«Харьковская правозащитная группа считает карантин мотивированным соображениями безопасности украинцев и в целом целесообразными за исключением некоторых ограничений», — отмечается в документе.

Запреты являются чрезмерными

Так, по мнению правозащитников, является вредным запрет людям старше 60 лет выходить из дома.

«По состоянию на октябрь 2019 года 2,5 млн пенсионеров работали, и такая «забота» об их здоровье, вообще говоря, может привести к потере рабочего места. Кроме того, прогулки на свежем воздухе для многих являются медицинской рекомендацией, и отказ от них может привести к прогрессу существующей болезни, например, диабета. Такой запрет противоречит и рекомендациям ВОЗ и Минздрава относительно профилактических мер по противодействию пандемии COVID-19. Для поддержания человеческого иммунитета необходимо достаточное количество свежего воздуха и солнечного света. Ярким примером последствий длительного пребывания в замкнутом пространстве являются осужденные, которые через несколько лет отбывания наказания начинают страдать рядом тяжелых хронических заболеваний, в том числе и туберкулезом. Учитывая общее неблагоприятное эпидемическое состояние в Украине, запрет покидать дома может спровоцировать вспышку сердечно-сосудистых, аутоиммунных и других заболеваний, в том числе, стать катализатором эпидемии туберкулеза», — отмечают они.

Представляется также чрезмерным запрет посещать парки, скверы, зоны отдыха, лесопарковые и прибрежные зоны, потому что именно такие места и предназначены для прогулок, а запрет перемещаться группой более двух лиц должен исключить скопление людей в таких местах. Хотя прогулки можно совершать вне парковых или лесопарковых зон, однако такие прогулки менее полезными из-за значительной загазованности воздуха на улицах. Именно рекреационные парковые зоны являются лучшим местом для естественной вентиляции легких во время бега или поездки на велосипеде. Такая вентиляция, среди прочего, является хорошей профилактикой пневмонии. К тому же, любые физические нагрузки повышают косвенный иммунитет.

Кроме того, требование постоянно иметь при себе удостоверение личности никоим образом не связано с эпидемией болезни. «Создается впечатление, что оно введено исключительно для удобства правоохранителей, чтобы они могли легко определить, например, имеет человек более 60 лет, или нет. Но такие практики презюмируют, что все жители страны являются правонарушителями, и превращают государство в полицейское», — говорится в документе.

Надо определиться с терминами

Правозащитники также указывают на неопределенность некоторых терминов, содержащихся в постановлении Кабмина, и проблемность их толкования на практике. Так, достаточно сложным является толкование понятия «лесопарковая зона». Ведь, согласно п. 5 Приложения 1 «Порядка разделения лесов на категории и выделения особо защитных лесных участков», к лесопарковой части лесов зеленых зон относятся лесные участки с эстетически ценными ландшафтами, предназначенные для массового отдыха населения. Размер лесопарковой части составляет 25 гектаров на 1 тыс. человек при населении 1 млн. В лесопарковой зоне лесные участки формируются территориальными органами по согласованию с органом исполнительной власти. Они могут и не иметь особых обозначений на местности или ограждений, что делает неопределенным для лица правовой статус такого участка. Поэтому далеко не всегда является самоочевидным, является ли участок лесным, или относится к лесопарковой зоне определенного населенного пункта.

Остается неопределенным и понятие общественного места, где лицо должно надевать маску. Разъяснения, предоставленные Кабинетом Министров, не имеют силы нормативно-правового акта, а следовательно, могут не приниматься во внимание сотрудниками правоохранительных органов и судами. Единственное законодательное определение общественного места находится в Законе Украины «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения», и определяет, что общественное место — часть (части) любого здания, сооружения, которая доступна или открыта для населения свободно, или по приглашению, или за плату, постоянно, периодически или время от времени, в том числе подъезды, а также подземные переходы, остановки транспорта, стадионы. В разъяснениях Постановления, опубликованных на официальном сайте Кабинета Министров, указывается, что перечень общественных мест может быть расширен органами местной власти, и вы «в любой момент можете оказаться на территории, подпадающей под определение «общественное место»». Таким образом, человек не может предвидеть, когда и в каком месте он может быть признан правонарушителем.

«Учитывая все вышесказанное, человек может оказаться в юридически неопределенном положении, когда не сможет предвидеть, какое именно его действие является правомерным, а какое является противоправным и наказуемым», — подчеркивают правозащитники.

Кабмин превысил свои полномочия

Правозащитники напоминают, что статья 64 Конституции устанавливает два исключительных случая, когда права человека могут быть ограничены, — при условии чрезвычайного или военного положения. Однако в Украине не было введено чрезвычайное положение. В то же время введенные Кабинетом Министров ограничения называются карантинными и вводятся в рамках объявления чрезвычайной ситуации на территории государства. Правовыми основаниями введения чрезвычайной ситуации является Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней». Ни один из этих законов не могут наделять Кабинет Министров полномочием ограничивать конституционные права и свободы гражданин в силу статьи 64 Конституции Украины, которая устанавливает возможность таких ограничений только в случае введения военного или чрезвычайного положения.

Ограничения, которые были приняты Постановлением Кабинета Министров от 2 апреля 2020 года, могут быть установлены исключительно в случае введения чрезвычайного положения в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения». Согласно этому закону «чрезвычайное положение вводится лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан …, устранение которой другими способами невозможно. Чрезвычайное положение вводится в случае возникновения особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, в частности, пандемии». Статья 5 Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» определяет, что чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Украины, подлежит утверждению Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украины.

Запрет выходить из дома людям старше 60 лет составляет, по сути, круглосуточный домашний арест безо всякого судебного решения, является непропорциональным ограничением права на свободу, а следовательно, является не только нецелесообразным, но и незаконным.

«Таким образом, принятое Постановление Кабинета Министров не отвечает нормам Конституции Украины (статья 3, 6, 64, 92 Конституции Украины) и является незаконным. Ограничения прав человека, установленные ею, не соответствуют принципу соразмерности и общественной необходимости и не могут быть оправданы только одной целью предотвращения распространения эпидемии коронавируса», — отмечают авторы документа.

«Эпидемия COVID-19 является тяжелым испытанием для Украины. В эти сложные времена, мы все — государственные служащие, политики, представители правоохранительных органов, общественные активисты, волонтеры и простые граждане — должны объединиться ради одной общей цели: спасения человеческих жизней. В то же время Харьковская правозащитная группа настаивает, что, несмотря на кризисные явления в обществе, Украина должна оставаться правовым и демократическим государством. Принятие решений органами государственной власти вне пределов их полномочий, к которым, по нашему мнению, относится и постановление Кабинета Министров Украины №255 от 2 апреля 2020 года, является недопустимым шагом к произволу власти и хаосу в обществе. Поэтому мы призываем органы государственной власти строго соблюдать Конституцию Украины, законы Украины и другие нормативно-правовые акты, независимо от того, какими бы искренними ни были их намерения. Dura lex sed lex», — заявляют правозащитники.

Все должно быть по закону и в пределах разумного

ХПГ рекомендует властям ввести в Украине режим чрезвычайного положения с соблюдением следующих требований:

  • Инициировать надлежащую правовую процедуру введения режима чрезвычайного положения, обеспечив парламентское обсуждение законопроекта о режиме чрезвычайного положения;
  • Инициировать участие общественности, правовых экспертов и правозащитников в обсуждении возможных ограничений прав человека;
  • В Указе Президента Украины о введении чрезвычайного положения, утвержденном Верховной Радой Украины, предусмотреть только те меры, которые будут направлены на борьбу с пандемией коронавируса;
  • Установить гарантии запрета органам безопасности злоупотреблять своими полномочиями в условиях чрезвычайного положения, в частности, не позволять несанкционированные судом обыски, конфискации имущества и установление слежки с помощью телекоммуникационных систем;
  • В Указе Президента Украины о введении чрезвычайного положения, утвержденном Верховной Радой Украины, выработать конкретный понятийный аппарат, который будет действовать во время противоэпидемиологических мероприятий («общественное место», «личные средства защиты» и т.д.), таким образом устранив правовую неопределенность.

Правозащитники также призывают ослабить требования самоизоляции для лиц старше шестидесяти лет, позволив им ежедневные пешие прогулки продолжительностью до одного часа и возможность посещать продуктовые магазины и аптеки три раза в неделю. Они также считают необходимым разрешить всем посещение парков, скверов, зон отдыха, лесопарковых и прибрежных зон для одиночных пеших прогулок и одиночного занятия спортом, а также отменить обязанность иметь при себе документы, удостоверяющие личность, гражданство или специальный статус при выходе на улицу.