В Харькове подписали меморандум о возобновлении выпуска самолетов на ХГАПП (дополнено)

В Харькове 29 ноября состоялось подписание меморандума о возобновлении выпуска самолетов на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии в случае приватизации предприятия.

Об этом сообщил корреспондент Харків Times.

Со стороны власти меморандум подписали и.о. главы Харьковской обладминистрации Александр Скакун и председатель Харьковского областного совета Татьяна Егорова-Луценко. От потенциальных инвесторов, планирующих участвовать в приватизационном конкурсе, документ подписали президент АО Мотор Сич Вячеслав Богуслаев, председатель правления АО “ФЭД” Виктор Попов и генеральный директор ЧАО “Авиакомпания Константа” Михаил Пинкевич. Также под документом поставили подписи глава Профсоюза работников авиастроения и машиностроения Украины Ярема Жугаевич и глава профкома ХГАПП Михаил Погорелов.

Ни директор ХГАПП Александр Кривоконь, ни представители госконцерна “Укроборонпром”, в структуре которого находится авиазавод, на подписании меморандума не присутствовали.

Как отмечено в документе, целью Меморандума является создание эффективного взаимодействия по возобновлению серийного выпуска и сервисного обслуживания самолетов и другой авиационной техники на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии. В течение пяти лет планируется выйти на уровень выпуска пяти самолетов в год, создав 1,5 тыс. рабочих мест.

Стороны договорились совместно участвовать в разработке и обсуждении проектов законодательных и нормативно-правовых актов в авиакосмической отрасли, обобщении предложений по усовершенствованию законодательства в сфере приватизации, погашению долгов по зарплате, проведению встреч с членами трудового коллектива. Подписанты меморандума также договорились о привлечении внешних и внутренних инвестиций в авиационную отрасль для разработки и серийного выпуска новых образцов авиационной техники.

“Сегодня, на мой взгляд, мы находимся в одном шаге от исторического события по Харьковскому авиационному заводу”, – сказал Скакун. Он отметил, что после ряда переговоров было принято решение о подписании меморандума с внутренними инвесторами, которые “преследуют цель не похороны Харьковского авиационного завода, а наоборот – его новую жизнь”.

Скакун отметил, что на заводе существует долг перед частными кредиторами в сумме около 1,5 млрд грн, задолженность перед сотрудниками в сумме около 300 млн грн, а также долг перед государством.

“ЧАО “ФЭД”, “Мотор Сич” и “Авиакомпания Константа” готовы участвовать в открытом конкурсе, если будет принят закон о приватизации этого предприятия. Я не имею права говорить о цифрах, о сумме, которую эти компании готовы выложить за этот завод, но я точно скажу – это сумма с восемью нулями. При этом наши коллеги берут на себя переговоры с кредиторами по частному долгу – то есть они его берут на себя. И они говорят о том, что они готовы будут выплатить задолженность перед работниками за период последних лет – заработную плату. То есть они и этот долг тоже берут на себя”, – заявил Скакун.

“Мы давно уже рассматриваем законопроект о приватизации этого завода в комитетах парламента. Мы уже на финальной стадии, и я уверен, что в ближайшее время этот законопроект уже будет вынесен в зал для голосования. Мне бы хотелось, и нашим партнерам, чтобы этим законом был списан государственный долг, который составляет 2,6 млрд. грн., это неподъемный долг, и никакая компания не сможет оперировать этим долгом в дальнейшем. Поэтому если парламентарии пойдут нам навстречу, рассмотрят этот закон, мы будем иметь предприятие, которое будет выставлено, согласно действующему законодательству, на приватизацию, в которой могут участвовать любые кандидаты. Это могут быть иностранные компании, внутренние компании. Наши коллеги готовы участвовать в этом конкурсе… Я считаю, что это реальная перспектива для дальнейшей жизнедеятельности этого предприятия”, – подчеркнул Скакун.

“Те переговоры, которые уже были, со многими вероятными инвесторами – они ни к чему не пришли”, – констатировал руководитель области. Он отметил, что ранее переговоры велись с компаниями Gold Leaf Aviation Inc., Capital Hill Group (обе – Канада), Oriole Capital Group (США). “Постоянно изучались возможности привлечения инвестиций, но сейчас мы имеем только такое конкретное одно предложение, и это предложение от нашего внутреннего инвестора”, – подчеркнул Скакун.

Как сообщал Харків Times, в течение 2012-2019 годов ХГАПП вообще не получало государственных заказов. Последний самолет предприятие выпустило в 2014 году.

В конце марта прошлого года в «Укроборонпроме» заявили, что план санации Харьковского авиазавода разработан. Он, в том числе, предусматривал принятие Верховной Радой закона о списании задолженности авиационных предприятий, в том числе — налоговых долгов ХГАПП.

В январе 2021 года в «Укравиапроме» заявили, что Харьковский авиазавод ждет заказ на 8 самолетов Ан-74 для военных.

Утром 15 апреля в знак протеста против невыплаты зарплаты сотрудники ХГАПП перекрыли пешеходный переход возле предприятия по улице Деревянко, позднее — улицу Сумскую на пешеходном переходе около Велоцентра.

19 апреля на должность директора ХГАПП вместо Сергея Задорожного назначили Александра Кривоконя, который ранее уже руководил харьковским авиапредприятием. Во время представления трудовому коллективу своей первоочередной задачей на посту Кривоконь назвал выплату зарплаты.

Тогда же заместитель генерального директора ГК «Укроборонпром» по производству Игорь Фоменко заявил журналистам, что у концерна практически есть план вывода предприятия из кризиса. Для его реализации нужно совсем немножко государственной воли и везения.

В начале мая 2021 г. «Укроборонпром» сообщил о выплате ХГАПП своим сотрудникам задолженности за апрель-май 2020 года в сумме 9 млн грн, включая налоги.

6 сентября 2021 года профсоюз объявил однодневную предупредительную забастовку и вывел сотрудников завода на улицу с требованием выплаты долгов по зарплате и смены руководства завода.