Укроборонпром почти имеет план в отношении харьковского авиазавода

Харьковское государственное авиационное производственное предприятие уже шесть лет, как банкрот, его долги вдвое превышают его активы, а работники видели последнюю зарплату год назад. Впрочем, Укроборонпром, в состав которого входит завод несмотря на отсутствие у него гособоронзаказа, почти доделал план антикризисных мер и надеется вывести предприятие из кризиса. Если, конечно, государство спишет больше 2 млрд долгов, а еще кто-то инвестирует 100 млн. гривен на импортозамещение.

Так можно резюмировать то, что заявил журналистам заместитель генерального директора ГК “Укроборонпром” по производству Игорь Фоменко, представляя новоназначенного исполняющего обязанности генерального директора ХГАПП Александра Кривоконя, сообщил Харків Times. Ну как – “новоназначенного”… Кривоконь уже руководил заводом с января до конца августа 2017 года, а затем перешел в “Антонов”. Теперь – дубль два: Кривоконь и те, кто еще не уволился. Фоменко говорит, что Кривоконь – “свежая кровь” и опытный руководитель по кризисному управлению. Впрочем, на вопрос работницы завода, почему же не продолжил кризисно управлять заводом в 2017 году, Кривоконь ответил, что сделал все возможное на тот момент, а дальше надо было выстраивать взаимоотношения с “Антоновым”…

Что было

Фоменко напомнил, что предприятие вошло в состав Укроборонпрома в июне 2015 года, а за два месяца до того было возбуждено дело о банкротстве ХГАПП и начата процедура распоряжения имуществом, которая продолжается и сейчас. Только в 2020 году было шесть судебных заседаний, где рассматривались проекты плана санации. “Сейчас план санации не утвержден, потому что без списания этой задолженности невозможно предприятие вытянуть из того кризиса, где оно сейчас находится”, – сказал Фоменко. Последнее заседание было 6 апреля этого года, дело продолжат рассматривать 21 сентября.

В те далекие времена кредиторская задолженность завода была более 3,2 млрд грн, задолженность по зарплате – более 52 млн. На сегодня задолженность по зарплате – 253 млн гривен, а “кредиторка” – почти 4 млрд. гривен. Основная часть задолженности – 2 млрд гривен – это задолженность перед государственным бюджетом, которая связана с выпуском предприятием в 2009 году облигаций на сумму 1,6 млрд гривен под государственные гарантии. Задолженность перед бюджетом – это около 65% всей задолженности завода. “Конечно, эта задолженность является избыточной для ХГАПП и превышает даже общую стоимость его активов почти в два раза”, – констатировал Фоменко.

Кстати, несмотря не то, что уже более пяти лет своего славного пути накопления долгов в состоянии перманентного простоя ХГАПП провело в составе Укроборонпрома, военной продукции он не производит и не является участником Государственного оборонного заказа. Он только… соисполнитель работ по модернизации вертолетов для “Мотор-Сичи”.

Что будет

Укроборонпром разработал план спасения авиазавода. Ну как разработал… ну почти разработал. “Мы разработали план антикризисных действий. Мы рассматривали план на совете директоров, но он был направлен на доработку, он не был утвержден”, – сказал Фоменко. План дорабатывают, и вскоре снова вынесут на рассмотрение Совета директоров Укроборонпрома. По словам Фоменко, составной частью этого плана будет санация. А санация, как мы помним, невозможна без списания долгов завода перед государством на более чем 2 млрд гривен. Это может только Верховная Рада, в прошлом году дважды пытались внести соответствующий законопроект, не сложилось – в этом году снова будут вносить. “Я надеюсь, что в этом году нам удастся все же принять такой закон. И если будет списана эта задолженность – это позволит загружать производственные способности, и инвесторы будут более уверены, что предприятие выполнит свои обязательства”, – сказал Фоменко.

Еще одна проблема – импортозамещение. На заводе немало самолетов Ан-74 и Ан-140 в разной степени готовности, но чтобы их могли покупать государственные заказчики, на них, согласно решению СНБО от 2015, должно быть полное импортозамещение. То есть, проще говоря – не должно быть российских комплектующих, которых, например, в составе Ан-74 – 65%. Чтобы заменить российские комплектующие на другие – нужно переделать конструкторско-технологическую документацию. А это – более 100 млн долларов и 2-3 года работы. “Мы прорабатываем с внутриукраинским инвестором возможность инвестировать за его счет переработку документации, а также выполнить заказ на Ан-74 под государственные гарантии в этом году. Очень надеемся, что правительством будет принято решение, и как минимум два самолета Ан-74 будут в этом году постановлением Кабинета министров приняты под государственные гарантии для обеспечения потребностей государственных заказчиков. Без привлечения внутреннего инвестора у нас, к сожалению, нет средств для того, чтобы реализовать задачу переработки конструкторсткои документации “, – сказал Фоменко.

Также Укроборонпром работает с группой компаний-нерезидентов страны: “прорабатываем с ними дорожную карту именно по самолету Ан-74”, как сказал Фоменко. Он не уточнил, о ком идет речь. Но потом рассказал, что в 2015-2017 годах велись переговоры по производству Ан-74 с Канадой. В 2020 году они снова возобновились, и сейчас продолжаются. Впрочем, конкретики достигнуто не было. “В этих документах даже не была определена производственная площадка для выпуска модернизированного Ан-74. Там были, например, предложения использовать три типа двигателей. Поэтому сейчас главный вопрос – дорожная карта и формирование тактико-технического задания для перепроектирования самолета. И я надеюсь, что там будет “Мотор-Сич” основным поставщиком двигателей, а производственной площадкой будет Харьковский авиазавод “, – сказал Фоменко.

Проще с негосударственными заказчиками – они импортозамещения не требуют, и может, таки что-то купят и без него. “По Ан-140 – мы находимся на завершающей стадии переговоров на закупку двух самолетов частным заказчиком. Я надеюсь, что в мае-июне мы подпишем лизинговый контракт с этим заказчиком и сможем достроить два самолета Ан-140 и передать их в эксплуатацию”, – сказал Фоменко.

А почему бы его просто не продать…

Кстати, по словам Фоменко, пару недель назад была озвучена инициатива “некоторых депутатов”, которые рассматривают возможность приватизации предприятия. “Насколько я понимаю – это пока идея”, – сказал Фоменко. “По моему мнению, земля, люди, здания, оборудование – все будет здесь, если будут прописаны требования по погашению задолженности по зарплате, инвестированию в модернизацию и техническое переоснащение, сохранение профиля предприятия. Почему нет?… Это тоже имеет право на жизнь, но это будет решать уже Правительство и Верховная Рада “, – добавил он. Ведь сегодня ХГАПП входит в список объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации.

Пока же нужно заняться реализацией избыточного имущества. “Территория большая, некоторые цеха загружены, и оборудования незагруженное. Это оборудование можно реализовать и направить средства на техническое переоснащение и погашение долгов, в первую очередь – долгов по зарплате. Конечно, это не должно повредить предприятию, с учетом того, что ключевая компетенция – производство самолетов – должна остаться на предприятии “, – отметил Фоменко.

Чем сердце успокоится

Работники, которые крайний раз (все же об авиации речь, и вопрос нервный, будем суеверны – Харків Times) получали зарплату еще в апреле прошлого года, очень хотят выплаты долгов. “Надеюсь к майским праздникам выплатить за два месяца”, – заявил Кривоконь. Впрочем, где брать эти деньги – пока неизвестно. “Погашение задолженности – мы взяли паузу в неделю – дней 10, чтобы проработать возможность привлечения средств финансовой помощи, или возможность кредитования, будем дорабатывать, сейчас я не могу назвать, какой будет финансовый механизм, но нам надо будет доработать этот вопрос и поддержать трудовой коллектив “, – сказал Фоменко. Каких-либо прогнозов на дальнейшие выплаты руководители пока не делают. Фоменко лишь выразил надежду, что Кривоконь эту проблему решит.

Как сообщал Харків Times, утром 15 апреля в знак протеста против невыплаты зарплаты сотрудники ХГАПП перекрыли пешеходный переход возле предприятия по улице Деревянко, позднее – улицу Сумскую на пешеходном переходе около Велоцентра.

В течение 2012-2019 годов ХГАПП вообще не получал государственных заказов. Последний самолет предприятие выпустило в 2014 году.

В конце марта прошлого года в «Укроборонпроме» заявили, что план санации Харьковского авиазавода разработан. Он, в том числе, предусматривал принятие Верховной Радой закона о списании задолженности авиационных предприятий, в том числе — налоговых долгов ХГАПП.

В январе 2021 года в «Укравиапроме» заявили, что Харьковский авиазавод ждет заказ на 8 самолетов Ан-74 для военных.