ЛКМЗ вновь поставил ХКБМ им. Морозова бракованные корпуса для бронетранспортеров — эксперт

«Лозовской Кузнечно-механический завод» поставил на Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова (ХКБМ) три первых корпуса для изготовления БТР-4 новой партии. Но оказалось, что они пришли с браком — на них есть трещины.

Об этом ХарківTimes узнал из блога директора информационно-консалтинговой компании Defense Express, члена правления «Лиги оборонных предприятий» Сергея Згурца.

«На непроваренной и потрескавшейся броне стоит клеймо военного представительства Министерства обороны, с этими корпусами все в порядке», — отмечает эксперт.

Згурец напоминает, что накануне нового года генеральный директор ГК «Укроборонпром» Айварас Абромавичюс заявил, что совместно с Минобороны и при поддержке правительства разблокировали контракт под государственные гарантии на поставку 45 БТР-4 для Вооруженных сил. Первые 12 БТР-4 уже поставлены, осуществлена предоплата на ХКБМ в 125 млн грн. Также было заявлено, что все БТР-4, и уже готовые, и последующие, будут производиться из украинской брони марки «71».

«Однако первые новые корпуса из «Лозовой», которые на днях доставили в Харьков, имеют четко выраженные признаки брака. Это некачественная сварка, «не провар», как утверждают специалисты, брони — то есть, пустоты под тонким слоем металла, которые могут быть легко пробиты вражескими пулями. И также трещины, которые скрываются под краской. Кроме этого, каждый из этих железных полуфабрикатов еще предстоит «допиливать напильником» с колоссальной потерей времени, чтобы можно было установить узлы и агрегаты сборочными командами ХКБМ «, — отмечает Згурец.

Компания Defense Express получила несколько фотографий, на которых все это можно разглядеть, включая те, где поставленных корпусах вблизи номера корпуса стоит звездочка военной приемки.

Эксперт сообщает, что цена одного бронетранспортера по контракту от 28 декабря 2016 года — 33,6 млн грн. С момента подписания контракта ЛКМЗ поднял стоимость своих услуг по изготовлению корпуса одного БТР с 2,1 млн до 3,2 млн грн. «Укроборонпром» через ХКБМ перечислил средства на Лозовую на изготовление корпусов БТР-4 с учетом возросшей цены на корпуса и комплектующие. Однако Минобороны закупает и будет закупать БТР в ХКБМ по старой цене. Поэтому законный доход на каждом БТР для ХКБМ был урезан.

При этом в Минобороны говорят, что для удовлетворения потребности армии в БТР-4 необходимо выпускать по 100 машин в год в течение 10 лет. Однако из-за того, что производитель не может поставлять их в необходимом количестве, военные закупают также БТР-3. «Почему закупаем различные колесные бронированные машины? Мы не можем получить достаточное количество ни БТР-4, ни БТР-3», — цитирует Згурец неназванного собеседника.

Сейчас все в который раз уперлось в темпы и качество изготовления корпусов на Лозовой. После поставки первых 12 бронетранспортеров остальные 33 БТР-4 должны поступить в войска до 1 сентября 2020 года. Ожидаемый темп ЛКМЗ — четыре корпуса в месяц. При этом в Украине нет другого предприятия, где можно изготавливать корпуса для БТР-4 по технологии, которая привязана к 71-й броне, которую выпускает ОАО «Металлургический комбинат» Азовсталь «. Так, ГП «ХКБМ» не имеет возможности закалять сталь марки 71, а ГП «Завод им. Малышева» не имеет возможности закаливания бронедеталей больших размеров — а это около 35 деталей для БТР-4.

Чтобы избежать зависимости от единственного в Украине предприятия, которое закаляет отечественную сталь и имеет негосударственную форму собственности, ранее на ГП «ХКБМ» был создан цикл изготовления корпусов из брони высокой твердости, которая не требует закалки. Такая броня выпускается зарубежными производителями. В таком варианте технологический цикл не требует участия частного ЛКМЗ. На ХКБМ и на заводе Малышева уже есть все оборудование, чтобы, по меньшей мере, удвоить количество БТР-4, которые могут изготавливаться ежемесячно. На ХКБМ стоят новые швейцарские станки-полуавтоматы, которые позволяют обеспечить сварку корпусов с качеством не хуже, чем за рубежом.

При этом стоимость корпуса БТР-4, изготовленного из импортной брони, дешевле, чем из 71 брони на Лозовой. Разница в отпускной цене за один корпус от ЛКМЗ и корпуса собственного производства из импортной брони составляет более 350 тыс. грн. в пользу ХКБМ. Кроме этого, государственное предприятие за каждый корпус дополнительно получало бы более 320 тыс. грн. по фонду заработной платы.

«Мне говорили: «Ты знаешь, каждый корпус БТР-4, изготовленный на Лозовой из 71-й брони — это «дойная корова». Она дает «молоко» всем, ее нельзя трогать». Конечно, я в такую примитивную реальность не верю. Потому что у нас борьба с коррупцией на всех фронтах. Но действительно странно, что за шесть лет ни одна импортная броня на БТР-4 — ни бельгийская, ни польская, ни финская — так у нас и не прижилась. Скажете, качество у них не то? Длинная дискуссия. Но почему импортная броня для «Онцилл», «Росомак», «Казаков» и еще трех десятков образцов бронетехники подходит, а к БТР-4 — нет?», — пишет Згурец.

По его словам, в 2011-12 гг. на 30 БТР-4, поставленных инозаказчику, были обнаружены трещины. С 2014 г. во время эксплуатации 127 БТР-4Е и машин на их базе, которые были изготовлены на ЛКМЗ и эксплуатировались в военных подразделениях ВСУ и НГУ, было зафиксировано 53 случая дефектов корпусов в виде трещин, из них 11 — в 2018 г. При этом в некоторых случаях наблюдались множественные трещины. Основные дефекты — трещины в корпусе на переднем броневом листе на верхней части корпуса. На рисунке ниже обозначено количество таких трещин на конкретной машине.

«Злые языки утверждают, что генеральный директор ГК «Укроборонпром «Айварас Абромявичус встречался с владельцем ЛКМЗ, бывшим народным депутатом и влиятельным бизнесменом Анатолием Гиршфельдом. Не важно, когда это было — когда в «УОПе» принимали решение об изготовлении корпусов БТР-4 только на Лозовой. Или когда Президент посещал Харьков, удивлялся упадку нашего Танкограда и призвал бизнесменов помочь «оборонке». Но разве о такой помощи шла речь? Поэтому сейчас у гендиректора «Укроборонпрома», думаю, есть актуальный повод еще раз оперативно встретиться с владельцем Лозовой. И начать исправлять ситуацию. Или взять на себя всю ответственность за саботаж при выполнении государственного заказа», — отмечает эксперт.

Как ранее сообщал ХарківTimes, Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова в декабре передало Министерству обороны Украины 12 бронетранспортеров БТР-4Е из объема государственного оборонного заказа 2019 года. Срок поставки бронетранспортеров по контракту истек еще в июне. Срок исполнения контракта продлен до 31 августа 2020 года. Дополнительное соглашение о продлении срока поставки контракта между ХКБМ и Министерством обороны было подписано в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины, принятого 4 декабря 2019 года.