Харьковские машиностроители не поставили в войска заказанные Минобороны 48 БТРов (видео)

Фото: bihus.info

Украинские военные до сих пор не получили от Харьковского конструкторского бюро по машиностроению (ХКБМ) обещанные еще в июле 48 новых бронетранспортеров БТР-4Е из-за того, что производитель закупил «не ту» сталь.

Об этом ХарківTimes узнал из материала программы «Наші гроші з Денисом Бігусом».

В 2016 году Минобороны заказало полсотни бронетранспортеров у Харьковского конструкторского бюро по машиностроению, которое входит в состав государственного оборонного концерна «Укроборонпром». Сначала корпуса для них планировали делать из украинского металла — стали марки 71, которая является базовой сталью для БТР-4. Однако из-за долгой производственной цепочки эта идея провалилась. «Завод в Лозовой (ООО «Лозовской кузнечно-механический завод» — ХарківTimes) не смог выполнить своих обязательств по поставке готовых корпусов на харьковский завод, поэтому последний получил лишь 20 недоделанных вместо почти полусотни готовых», — говорится в материале.

Поэтому в декабре 2018-го ХКБМ заказал 33 тонны финской стали марки Miilux Protection 500, которую ранее уже использовали для изготовления БТРов, у официального дилера производителя, польской фирмы Texprotect. В марте ее привозят, но военная приемка ее отбраковывает из-за проблем с маркировкой, сопроводительными документами и, главное, химическим составом стали, который не соответствовал украинским требованиям. Последние содержатся в результатах исследования профильного Института электросварки им. Е.О. Патона. Еще в 2015 году ХКБМ заказал Институту отдельное исследование по различным импортным сталям. Там установили, какое именно содержание легирующих элементов (полезных составляющих вроде никеля и марганца) и вредных примесей (вроде серы и фосфора) должно быть в металле, чтобы швы БТРа сварились нормально, и чтобы сталь от термообработки не утратила свои бронекачества. Эти требования даже вписаны в конструкторскую документацию. Поэтому химический состав должен был обсуждаться с поставщиком на старте. Но в договоре по финской стали этого не было, поэтому завод приобрел сталь хоть и качественную, но не ту, которая является оптимальной для изготовления БТР-4Е в утвержденном самими конструкторами виде.

Но вместо того, чтобы признать и исправить ошибку, руководство завода решило уговорить Минобороны использовать уже купленную партию стали. В частности настаивал на этом директор ХКБМ Алексей Бабич, который и подписывал «неправильный» договор. Бабич в то время вообще-то был отстранен концерном из-за скандала с расследованием о масштабной коррупции в оборонке — он оказался одним из фигурантов. Однако даже не имея полномочий на заводе — он проводил совещание, на котором убеждал работать именно с финской сталью.

В результате переговоров конструкторы и военные решили провести новые исследования и «отстрел» как целых кусков купленной стали, так и в дальнейшем сварных швов для того, чтобы решить, что делать дальше. Но даже эту проверку до сих пор не завершили. В Институте Патона разными способами сварили несколько образцов именно этой стали с заниженным содержанием легирующих и проверили швы на прочность, найдя участки с более низкими показателями твердости и предоставив свое резюме: такой металл для корпусов БТРа использовать можно лишь при условии дополнительных работ — приваривать вдоль всего шва дополнительную подложку из бронестали. Это вызвало новую волну затягивания работ: завод считает проблему решенной и хочет ставить подкладки, а приемка говорит, что это не тот БТР, который они заказывали.

Таким образом сроки поставки сорвали и Минобороны до сих пор не получило БТРы. Министерство выставило заводу штраф на 82 млн грн за срыв контракта. Завод же хочет обжаловать штраф в суде и еще судится с министерской приемкой в отношении ее решений по отбраковке металла. По последней информации, на ХКБМ из запланированных полусотни машин — пока собрана только четверть, из тех корпусов, которые смог за это время изготовить Лозовский завод из украинского металла.