Электронные подписи — инструмент, призванный заменить обычную подпись под любым документов и сильно ускорить процесс документооборота между физическими лицами и юридическими.
Степень защищенности электронной подписи определяет в каких сферах ее можно будет использовать. На сегодняшний день есть три вида подписи, которые мы рассмотрим ниже. Также важно заметить, что второй и третий виды необходимо устанавливать в Токены — так называются защищенные носители ключа. Это европейская инициатива, которая законодательно вступила в силу в Украине с 2019 года.
Итак, виды ключей.
-
ПЭП или простая электронная подпись. Это самый простой вид подписи, в большинстве случаев выражается в виде получения смски на телефон с одноразовым кодом. Примером такой системы может служить BankID, который позволяет привязать свой номер телефона к паспортным данным для участия в подаче петиций, верификации на государственных порталах и порталах оплаты коммуналки. ПЭП не требует дополнительного оформления или предоставления документов, номер телефона является единственным идентификатором. Потому назвать такую подпись защищенной никак не получится.
-
НЭП или Неквалифицированная электронная подпись. Это уже более серьезный инструмент. Он позволяет своему владельцу подавать отчетность в налоговую или подписывать документы. Однако, для подписи иногда заключаются дополнительные договора, фиксирующие, что НЭП в случае отношений двух юрлиц имеют силу, равную бумажной подписи. Для получения НЭП уже нужно подать заявку и пройти процесс регистрации в государственном регистраторе или частных компаниях, которые предоставляют такие услуги. Разницы, кроме скорости и комфорта при получении особо нет. То есть, частная компания, где вы можете купить электронную подпись — будет предоставлять ключ с той же юридической силой, что и государственный регистратор.
-
КЭП или Квалифицированная электронная подпись. Самый защищенный вариант электронной подписи, который должен хранится только в одном экземпляре на токене и ни в коем случае не передаваться третьим лицам. Имеет те же свойства, что и обычная подпись даже без заключения дополнительных договоров. Единственное условие — чтобы контрагент был готов подписывать документ электронной печатью.
Оформить электронно-цифровую подпись — дело получаса. В то же время, экономия составляет десятки часов по логистике документов, личных встреч для подписания документов и отчетов. Особенно незаменим КЭП и НЭП в сфере взаимодействий с налоговой.
Если у вас еще остались вопросы — обращайтесь в компанию Укрзвит, мы предоставим вам консультацию на бесплатной основе.