Что такое НЭП и КЭП

Электронные подписи — инструмент, призванный заменить обычную подпись под любым документов и сильно ускорить процесс документооборота между физическими лицами и юридическими.

Степень защищенности электронной подписи определяет в каких сферах ее можно будет использовать. На сегодняшний день есть три вида подписи, которые мы рассмотрим ниже. Также важно заметить, что второй и третий виды необходимо устанавливать в Токены — так называются защищенные носители ключа. Это европейская инициатива, которая законодательно вступила в силу в Украине с 2019 года.

Итак, виды ключей.

  1. ПЭП или простая электронная подпись. Это самый простой вид подписи, в большинстве случаев выражается в виде получения смски на телефон с одноразовым кодом. Примером такой системы может служить BankID, который позволяет привязать свой номер телефона к паспортным данным для участия в подаче петиций, верификации на государственных порталах и порталах оплаты коммуналки. ПЭП не требует дополнительного оформления или предоставления документов, номер телефона является единственным идентификатором. Потому назвать такую подпись защищенной никак не получится.

  2. НЭП или Неквалифицированная электронная подпись. Это уже более серьезный инструмент. Он позволяет своему владельцу подавать отчетность в налоговую или подписывать документы. Однако, для подписи иногда заключаются дополнительные договора, фиксирующие, что НЭП в случае отношений двух юрлиц имеют силу, равную бумажной подписи. Для получения НЭП уже нужно подать заявку и пройти процесс регистрации в государственном регистраторе или частных компаниях, которые предоставляют такие услуги. Разницы, кроме скорости и комфорта при получении особо нет. То есть, частная компания, где вы можете купить электронную подпись — будет предоставлять ключ с той же юридической силой, что и государственный регистратор.

  3. КЭП или Квалифицированная электронная подпись. Самый защищенный вариант электронной подписи, который должен хранится только в одном экземпляре на токене и ни в коем случае не передаваться третьим лицам. Имеет те же свойства, что и обычная подпись даже без заключения дополнительных договоров. Единственное условие — чтобы контрагент был готов подписывать документ электронной печатью.

Оформить электронно-цифровую подпись — дело получаса. В то же время, экономия составляет десятки часов по логистике документов, личных встреч для подписания документов и отчетов. Особенно незаменим КЭП и НЭП в сфере взаимодействий с налоговой.

Если у вас еще остались вопросы — обращайтесь в компанию Укрзвит, мы предоставим вам консультацию на бесплатной основе.