Прокуратура требует для обвиняемой в теракте в пабе «Стена» Ковтун 12 лет лишения свободы

Скриншот: UA: Харків

Прокурор Олег Максюк требует для обвиняемой в участии в совершении теракта в пабе «Стена» по улице Рымарской харьковчанки 52-летней Марины Ковтун 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Об этом он заявил во время судебных прений, которые проходят в Киевском райсуде Харькова, сообщил корреспондент Харків Times.

Также прокуратура просит суд удовлетворить иски потерпевших о взыскании с нее материального и морального вреда.

По версии следствия, Ковтун в августе 2014 года подыскала около 15 человек для прохождения диверсионно-террористической подготовки на территории Российской Федерации. По словам свидетелей, члены группы собрались в Белгороде, после чего вместе с еще одной группой поехали в Тамбов, где проходила подготовка. Программа подготовки включала в себя стрельбу, обращение с оружием, подрывное дело и ориентирование на местности. Также участники группы прошли тестирование на «детекторе лжи» с целью определения, не завербованы ли они СБУ. Сама Ковтун обучалась на снайпера и, согласно показаниям, руководила своей группой, давала указания и присутствовала на совещаниях.

В ходе проведения обыска у Ковтун были изъяты три автомата Калашникова, мины, патроны, гранаты и тому подобное. Они хранились в двух гаражах в гаражном кооперативе по улице Ляпунова. Члены группы осуществили взрыв в технической шахте Завода им. Малышева, моста у клуба «Британия» на улице Шевченко, а также в рок-пабе «Стена», где в частности проводился сбор средств для батальона «Азов». По данным следствия, именно Ковтун 9 ноября 2014 года принесла к ХАТОБу мину СПМ с взрывателем замедленного действия, активировала ее и передала участнику группировки Дмитрию Логинову. Тот пошел в рок-паб «Стена», выпил там кофе, оставил мину в сумке у барной стойки и ушел. В 21:45 произошел взрыв. 15 человек получили легкие телесные повреждения и двое — тяжелые.

Обвинение не установило обстоятельств, смягчающих вину Ковтун. При этом оно отметило в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, совершение повторного преступления и совершение преступления в составе группы по сговору лиц.

Ковтун заявила, что все улики против нее сфальсифицированы сотрудниками Службы безопасности Украины. По ее словам, в 2014 году она несколько раз приходила на митинги «за мир против войны и убийств, проходивших на территории Донецкой и Луганской областей». Там познакомилась с каким-то молодым человеком, который рассказал, что сотрудники милиции сломали все его банковские карты и порекомендовали уехать из Харькова, а наличных у него не было, и ему приходится ночевать на вокзале. Она якобы предложила ему вскопать ей огород и таким образом заработать на дорогу домой. Выполнив работу, парень получил деньги и уехал. В мае 2014 года к ней пришли сотрудники СБУ и расспрашивали ее об этом парне. Она отказалась предоставлять сведения, и тогда сотрудники спецслужбы стали погорожуваты ей, заявляя, что она пожалеет об этом. 16 ноября она была «похищена людьми в черных масках с автоматами». Ковтун заявила, что давала показания под пытками, к ней применялись шантаж и угрозы, а понятые, участвовавшие в следственных действиях, «ходили в СБУ как на работу». Ковтун заявила также, что у обвинения нет никаких доказательств ее антиукраинской деятельности, а приведенные в обвинении сведения — заведомо ложные. Подготовку в России не проходила, в Белгород ездила, направляясь навестить родителей, проживающих в Ставропольском крае. Ни в одной организации не участвовала. «Обвинение меня в подрыве в рок-паба «Стена» — вообще абсурдно», — сказала Ковтун. Она попросила суд вынести в отношении нее оправдательный приговор.

Адвокат Ковтун также просил для нее оправдательного приговора. Суд удалился в совещательную комнату, приговор будет объявлен ориентировочно 7 октября.

Служба безопасности Украины 17 ноября 2014 года сообщила о задержании 12 диверсантов по подозрению в причастности к взрыву в рок-пабе «Стена». У членов группы были обнаружены и изъяты автоматы АК 74 и патроны к ним, гранаты РГД-5 и ВОГ-25, детонаторы, наборы для установки растяжек, а также 7 противопехотных мин с маркировкой российских производителей, которые запрещены к использованию Оттавской Конвенцией 1997 года. Контрразведка СБУ установила, что обезвреженная группа диверсантов была звеном в составе созданной, финансируемой и управляемой спецслужбами России сети террористических групп, целью которой была дестабилизация ситуации в регионе. По данным СМИ, большинство задержанных впоследствии обменяли на украинских военных, захваченных в плен на Донбассе.