Курсант ХНУВС отвел самолет от жилых районов и только тогда катапультировался, с критически низкой высоты (Фото)

Фото: АрміяInform

Курсант-третьекурсник Харьковского национального университета воздушных сил рассказал о «нештатной ситуации» на самолете, когда ему пришлось катапультироваться.

Об этом Харків Times узнал из сообщения Информационного агентства Министерства обороны Украины АрміяInform.

2 июля около 16:00 соцсети подорвало сообщение о «нештатной ситуации» во время выполнения курсантом самостоятельного полета. Никаких подробностей — лишь краткие информационные сообщения и упоминание, что пилот катапультировался.

Между тем весь в саже и царапинах Алексей присел на колени, перекрестился, глядя на охваченный огнем самолет… Включил телефон, тот ожил сразу: «Напоминаем о кредите… и возьмите карточку…» — «И все-таки у Бога есть чувство юмора!» — мысленно отметил парень.

А жители соседних сел даже не подозревали, что молодой человек только что рисковал жизнью, чтобы не наделать им бедствия.

Корреспондент АрміяInform встретился с курсантом через несколько недель после случая на территории госпиталя. Алексей уже сотню раз прокрутил в голове переломный для него день, когда маневрировал на падающем самолете.

«Это был мой восемнадцатый самостоятельный полет, — рассказывает Алексей. — Задание относительно простое — отработать выход в определенное время на определенную точку, в будущем это будет не точка, а цель. Я спокойно долетел до самой дальней точки аэродрома, прошел ее, развернулся и началось… Панель управления замигала красным, светосигнализаторы не успокаивались, обороты упали, звук потух… Гадать было нечего: отказ двигателя. Скажу честно: взял себя в руки не сразу. Несколько секунд понадобились на борьбу с собой. Зато за эти секунды я уже продумал несколько вариантов развития событий и четко решил, как буду действовать».

Фото: АрміяInform

Самолет летел на скорости около 450 км/ч, на ней еще можно довольно далеко планировать. И ситуация осложнялась относительно небольшой высотой в 1800 метров, а также тем, что аэродром — далеко. Зато рядом — населенные пункты.

«Прежде всего доложил руководителю полетов. Его спокойный голос добавил уверенности. Далее, по его указанию, пробовал запустить двигатель в полете. Минимальная высота, которая для этого нужно, — полторы тысячи метров, поэтому много попыток у меня не было. Первый запуск оказался неудачным: падали обороты назад, запуск не состоялся… Во время второй попытки ситуация повторилась, потом снова … Рисковать дальше смысла не было, ведь высота снижалась… Поэтому начал отводить падающий самолет от населенных пунктов. Слева заметил поле и маневрировал к нему… Конечно, значительно безопаснее для своего здоровья мне было бы катапультироваться с высоты 1500 метров… Но как бы я мог потом жить с этим, зная, что позаботился о себе, зато самолет после моего приземления «нашел» какой-то дом или еще хуже детсад? Но сейчас я был руководителем экипажа и принимал решения».

Парень понимал, что после катапультирования куда-то отбросит фонарь весом 70 килограммов, улетит стокилограммовая кресло… Что уж говорить о самой четырехтонной птице? Поэтому катапультировался из критической высоты в 400 метров только после того, как убедился, что все — под контролем.

«Радиообмен слушали все. После моих слов: «катапультируюсь» прошло около пяти минут. И для меня, и для коллег эти минуты были вечностью… Пока приземлился, пока встал, пока проверил руки-ноги целы, пока включил телефон и с проклятым банком поговорил… Вот пять минут… Когда отзвонился, услышал крики и аплодисменты… Я видел момент, когда самолет столкнулся с землей и загорелся… Я был близко, даже поток горячего воздуха на себе почувствовал. Самолет упал между двумя деревнями, как раз на ту часть поля, где уже скосили пшеницу. К счастью, ни фермеров, ни техники на ней не было».

Фото: АрміяInform

Третьекурсник сразу сорвал все опознавательные знаки, ведь до границы было совсем близко. И уже через несколько минут к нему подбежали селяне…

«Все плакали и обнимали меня, неизвестно еще кого успокаивать нужно было, — говорит парень. — Приехали скорая, пожарные, полиция… Интересно, что, когда медики начали мерить давление, я думал, что там показатели близки к инсульту, а оказалось 120\70. Позже подлетел вертолет… Я еще шутил: «Может лучше все же автомобилем?» В салоне летел один и постоянно прокручивал в голове, нигде ли не ошибся, ибо, как мы часто шутим между собой «курсант всегда виноват»… Почему-то никаких философских мыслей на тему жизни, детей и вечности вообще не было… Нас научили, что, закрывая крышку фонаря, мы закрываем крышку гроба, и главное — ее открыть. Я ее не открыл, а сбросил в воздухе».

После этого Алексей в очередной раз убедился, что не зря зубрил теорию и слушал наставления опытных инструкторов. Не только он, но и одногруппники теперь четко знают, что каждая скучная книга важна, потому что большинство авиационных правил пишутся кровью.

Как сообщал Харків Times, на Харьковщине загорелся учебный самолет, пилот катапультировался (добавлены фото)

Курсант-третьекурсник, который катапультировался из падающего Л-39, выжил