Цена велодорожек – жизнь леса

Фото: ХарківTimes

Я люблю свой город, свой большой, шумный город! Процесс его роста и развития — неудержимый и естественный. Но иногда он становится опасным и саморазрушительным, ибо процесс этот движется в сторону уничтожения зеленых зон, легких города. Речь пойдет о строительстве новых велодорожек в Лесопарке, которое там ведется сейчас.

Харьковский Лесопарк является крупнейшим в Украине лесным массивом в черте города. Это искусственное насаждение, но ему уже 200 лет. И в последние более 20 лет, когда из-за недостатка средств в Лесопарке не велась хозяйственная деятельность, эта искусственная высадка стала превращаться в самодостаточный, настоящий лес. В нем появился баланс, он хорошо регулирует все необходимые для успешной жизнедеятельности процессы. В последнее время даже мертвая древесина не вывозилась из леса — убиралась только часть стволов упавших поперек лесных просек, чтобы расчистить проезд пожарным машинам в случае пожара, но даже вырезанный кусок оставался на месте, его просто убирали с дороги. Этот момент очень важен, так как именно он является ключевым в установлении равновесия — естественное разрушение мертвой древесины создает прекрасные условия для развития новых растений, в том числе деревьев, и это хорошо заметно там, где не вмешивался человек, не видно язв, лес сам отторгает лишнее и создает условия для роста необходимого.

Сейчас Лесопарк полон жизни — на его территории растет и живет большое количество видов растений, животных, насекомых и грибов. Среди них довольно много видов, занесенных в Красную Книгу Украины, и количество их только увеличивалось. Мне самой за последние два года удалось найти два новых вида грибов, один из которых — первая находка на территории Украины за пределами Крыма, второй вид — вообще найден в Украине во второй раз, обе находки официально подтверждены профессиональными микологами.

С 2010 руководители города ведут свое наступление на зеленые зоны города. В городских парках идут работы по реконструкции, а в Лесопарке ведется застройка. И если в парках, это только обидно из-за того, что жители города некоторое время не могут пользоваться зеленой зоной для отдыха, и самым паркам потребуется время на восстановление после вмешательства, то для Лесопарка — это просто смерти подобно. Хорошим примером является коттеджный городок «Park House», где за прошлые годы вместо леса остались считанные деревья (всякий раз проезжая мимо, удивляюсь — зачем было брать участок в лесу, если лес тебе не нужен?).

Сейчас, в угоду электорату, который исповедует модное увлечение здоровым и активным образом жизни, началось создание инфраструктуры в Лесопарке. Планируется построение сети велодорожек с твердым (асфальтовым) покрытием, зон отдыха и зон экстремальных развлечений. Здесь я хочу предупредить опасения некоторых жителей города, которые считают, что эти дорожки пригодны для проезда тяжелой техники на случай выделения под застройку: то покрытие, которое сейчас устраивается, для проезда тяжелой техники непригодно. Но, в любом случае, подобная застройка представляет опасность для леса, потому что является МУСОРОМ для природы, как нечто искусственное, рукотворное. Эта сеть дорожек усложнит проезд пожарной техники в случае пожара, потому что перерезает Лесопарк в нескольких направлениях. Также, массовый активный отдых людей приведет к беспокойству для птиц и животных, что особенно опасно для них во время периода размножения и воспитания молодежи. Срывание цветов для букетов уменьшит их количество, так как только после цветочков появляются семена. Увеличится и количество мусора поскольку уровень экологического сознания наших граждан, к сожалению, «оставляет желать лучшего». И, хотя строительство ведется с использованием легкой техники, вред для природного равновесия есть уже сейчас, и неизвестно, к чему это приведет в будущем.

Конечно, это лишь мое субъективное видение ситуации. Но очень рада буду получить оценку такому строительству от профессиональных биологов и экологов, а также буду благодарна жителям города, которые присоединятся к обсуждению необходимости создания такой инфраструктуры в Лесопарке. Хотя, почитав местные паблики, знаю о том, что достаточное количество будущих пользователей этих благ — против подобного строительства. Их устраивает — и даже привлекает — именно возможность кататься по естественному покрытию. Велосипедисты предпочитают использовать уплаченные налоги на создание специальных дорожек в самом городе. Необходимы велодорожки через мосты на улице Деревянко (Сокольники), на Клочковской, на Научной, на проспекте Гагарина, где о них уже давно просят. И их нигде нет, невозможно ездить. Сталкивалась и с негативной оценкой задуманной инфраструктуры со стороны бегунов и занимающихся спортивным ориентированием, так как для них подобные «удобства» просто не подходят. Также возникает вопрос о лыжниках зимой, а также пешеходах и тех, кто занимается исландской ходьбой — куда им теперь? И самый больной вопрос — безопасности, ибо установка скамеек и создание мест для пикников привлечет любителей алкогольных напитков. Возникает вопрос и относительно любителей погонять на квадроциклах — как совместить их и велосипедистов на одной дорожке?

Еще с 2010 года создатели сайта «Харьков Турист» ради развития велодвижения в Харькове поддерживают действия руководителей города, не задумываясь о последствиях подобных вмешательств для природы. Но неужели кому-то будет нужен активный отдых в городе с безвозвратно испорченной экологией?

И, наконец, так ли важны велодорожки и «места для пикников» в городе, где разбитые дороги, разрушена сеть тепло- и водоснабжения, где ужасные условия для пациентов в больницах и других учреждениях социальной сферы? Так ли необходимо создавать подобную инфраструктуру только из-за нескольких дождливых дней в году, когда кататься по лесу не слишком приятно? Что это — только бизнес, ничего личного?

Виктория Кравченко, харьковчанка