Какими были здешние красавицы сто лет назад: в Харькове проходит выставка фотопортретов

Фото: Сергей Бобок / ХарківTimes

30 портретов харьковчанок разного социального положения, разной степени известности и популярности представлены на фотовыставке «Красота, написанная светом», которая открылась в Харьковской муниципальной художественной галерее. Координатор выставки — известный фотограф Владимир Оглоблин, который с 1988 года коллекционирует фотографии харьковских фотографов второй половины XIX — начала XX столетия. Сам он говорит, что в этом совместились две его профессии — фотографа и историка (Оглоблин закончил истфак харьковского университета). «Заболел» Оглоблин коллекционированием фотографий после того, как к нему в руки попал портрет девочки в шляпе — внучки известного харьковского фотографа Алексея Иваницкого.

«Именно с этого портрета — «Девочка в шляпе» — и началось мое безумие в поисках фотографий. Вот 31 год назад неожиданно мне в руки попала фотография — и какая-то искра пробивает, я начинаю интересоваться, кто такой Иваницкий». Потомки Иваницкого считали его пропавшим без вести. О трагической смерти фотографа Оглоблин узнал от человека, случайно встреченного им в Симферополе. В 1920 году Иваницкий уехал в Крым искать своих близких, которые перед этим сами уехали туда, чтобы найти исчезнувшего родственника. Он добрался до Симферополя тогда, когда его оставляла отступающая армия Врангеля. Иваницкий остался в Симферополе и попал в руки ВЧК. «Совершенно неожиданно удалось найти в Киеве в архивах СБУ его личную анкету, которую он заполнил, я так понимаю, за сутки до расстрела, и список расстрелянных, в котором он числится среди трехсот расстрелянных в ночь 24 декабря под Ялтой», — говорит Оглоблин. Сохранилась и «расстрельная» резолюция: «Дворянин из Харькова. Расстрелять».

По словам Оглоблина, на рубеже XIX-XX веков на протяжении 60 лет в Харькове работали более 300 фотографов, — в частности, Василий Досекин, Алексей Иваницкий, Альфред Федецкий, Михаил Овчинников. Но их работы оказались рассеяны по архивам и частным альбомам, и собрать их теперь непросто. Некоторые фотографии Оглоблину подарили их владельцы, некоторые — он купил на аукционах. Часть работ существует в его собрании только в виде цифровых копий — а оригиналы продолжают храниться у потомков их владельцев. Всего в коллекции на сегодня около 3 тыс. фотографий XIX — первой четверти XX веков.

Фотографии сканируются, тщательно и кропотливо реставрируются с помощью компьютера, чтобы мы их могли увидеть сегодня такими, какими они были столетие назад, без трещин, пятен, потертостей и других дефектов, которые появились на них за долгие годы. «Они приобретают новую жизнь — ведь большинство фотографий пролежали на протяжении жизни нескольких поколений в каких-то сундуках и в семейных альбомах»,- говорит Оглоблин. В ретуши ему помогали студенты его школы — на обработку одного снимка порой может уйти несколько дней.

Есть в коллекции и фотографии, присланные из Германии и стран Балтии. У многих находок — своя необычная «судьба». Так, Оглоблину написал потомок харьковчан, живущий сейчас в Мехико — в его домашнем архиве оказалась целая пачка фотографий, которые его предки вывезли из Харькова. Его дед ушел из Крыма с армией Врангеля. Работая над сбором и сканированием семейных фотографий, мужчина связался со своим братом, живущим в Париже, с которым не поддерживал контактов около 30 лет. Он полетел к брату в Париж, они вдвоем смогли собрать и качественно отсканировать семейные фотографии — и при этом восстановить общение, прерванное некогда давно забывшейся размолвкой.

Среди известных женщин, портреты которых представлены на выставке — жена архитектора Алексея Бекетова — Анна, дочь известных меценатов Алчевских. Представлены здесь и портреты художницы Марии Ивановой-Раевской, которая открыла в Харькове первую в Российской империи частную школу рисования и живописи; просветительницы Христины Алчевской, открывшей, в частности, Харьковскую женскую воскресную школу; знаменитой шляпницы Варвары Гургеновой, магазин которой находился в Харькове в Шляпном переулке; блиставшей на харьковской сцене оперной певицы Екатерины Копосовой-Держановской…

На выставке есть и четыре «портрета незнакомки» — имена запечатленных на них женщин на сегодня неизвестны. «Но еще две незнакомки стали «знакомками» — после одной из выставок мне позвонила старенькая женщина и сказала: как это она у вас «незнакомка»? — это супруга генерала такого-то»,- вспоминает Оглоблин. Она пригласила фотографа к себе и рассказала ему об этой женщине.

Судьба большинства женщин, чью красоту сохранили для нас фотографы рубежа веков, — трагична, говорит Оглоблин: «Все, у кого дворянские корни, кто блистал в свете до 17-го года — почти все закончили печально».

В Харькове уже прошло несколько выставок, созданных на материалах этой коллекции. Идея нынешней выставки появилась еще три года назад, но осуществить этот замысел удалось только сейчас — при поддержке Фонда Александра Грановского. «Звезды благополучно сложились — когда встретились интеллект моих друзей, спонсоров, встретились деньги и желание. И я думаю, что это только начало — огромное же количество чудес в закромах, и я думаю, мы сможем это увидеть», — говорит Оглоблин.

Выставка будет работать без выходных 22 — 31 марта с 11:00 до 19:00.

Фоторепортаж с открытия выставки: В Муниципальной галерее открылась выставка фотопортретов харьковчанок 19-20 веков