Омбудсмен по правам избирателей: «Наша задача — не дать похоронить дела о нарушениях на выборах»

Фото: Юрій Чумак/Facebook

Подкуп, джинса, незаконная агитация — основные нарушения на выборах, с которыми ведет борьбу Гражданская сеть ОПОРА. Сегодня представители этой организации работают в каждой области Украины. Какие проблемы выявили в Харькове и регионе после старта президентской кампании, «Харьковский репортер» расспросил правозащитника Юрия Чумака, который стал омбудсменом по защите прав избирателей Гражданской сети ОПОРА.

Привлекают мелких сошек

Юрий, зачем нужна такая должность как региональный омбудсмен по защите прав избирателей? Какие у вас полномочия?

— Важным отличием этих выборов стало появление омбудсменов по правам избирателей. Такая должность появилась после анализа избирательного процесса на прошлых выборах. Эксперты выявили, что правоохранительные органы недостаточно реагировали на зафиксированные нарушения. В ОПОРЕ пришли к выводу, что в Украине от выборов к выборам торжествует не право, а тотальная безнаказанность лиц, которые осуществляют разнообразные махинации и фальсификации.

Как показала практика, в лучшем случае к ответственности привлекают мелких сошек. А безнаказанность порождает новые нарушения. В итоге решили, что будем отслеживать нарушения на всех уровнях: каким образом рассматриваются жалобы о нарушениях во время избирательного процесса, а затем обращаться в полицию, прокуратуру. Если дела будут слушаться в судах, то ходить в суды, чтобы во время заседаний не было попыток эти дела похоронить. Предавать огласке подобные факты.

Полиция не всегда реагирует неэффективно

ОПОРА проводит мониторинг нарушений во время избирательной кампании. Уже можно составить топ нарушений по Харькову и области?

— Практически все нарушения, которые фиксировались в первые полтора месяца, были связаны с агитацией. У нас традиционно, когда печатают агитационные материалы, не всегда указывают выходные данные — кто заказчик, тираж — хотя это требование закона. Значительная часть баннеров и билбордов размещаются по всей стране без выходных данных. Кроме того, вся избирательная продукция должна печататься за счет средств из избирательных фондов кандидатов. Если борд стоит, а на нем нет выходных данных, появляется подозрение, что он был изготовлен за непонятно какие деньги.

Активисты ОПОРЫ обращаются в таких случаях в правоохранительные органы. Реакция правоохранителей нас не сильно устраивает. Потому что были десятки таких обращений. Полицейские реагировали не очень эффективно, но сам факт того, что они приезжали, фиксировали место, брали пояснения у владельцев бордов — это сыграло позитивную роль. Наказаны единицы, но на бордах стали добавлять выходные данные.

Были также нарушения, которые возникали, когда представители кандидатов собирали персональные данные избирателей.

Какие еще нарушения были отмечены?

— Во многих СМИ постоянно идет джинса, информация о кандидатах в президенты подается под видом новостей.

На данном этапе ОПОРА отслеживает процесс начала работы окружных комиссий. Дальше будем мониторить, каким образом формируются участковые избирательные комиссии. Сейчас ОПОРА набирает наблюдателей.

ЦИК зарегистрировала более 100 организаций, которые могут наблюдать за выборами. Некоторые из этих организаций имеют определенную политическую окраску и могут быть использованы для разных манипуляций.

Свыше 100 наблюдателей на участок

По каким нарушениям уже приняты меры, кого-то наказали?

— По агитации пока есть единичные случаи реагирования правоохранителей. Составлено несколько административных протоколов, по одному из них есть судебное решение. Уголовные производства — это долгая «песня», решение может быть очень нескоро.

На президентских выборах большое количество кандидатов. На что это может повлиять?

— На участках может быть много наблюдателей и комиссиям будет тяжело работать. Но, вполне возможно, что устраивать какие-либо фальсификации в таких условиях будет сложнее. Если представители кандидатов будут следить друг за другом, то это будет хорошо.

В комиссии может быть не более одного человека от кандидата. Наблюдателей может быть по два от каждого кандидата и от каждой партии, выдвигавшей кандидата. Теоретически на участке может быть свыше 100 человек наблюдателей, доверенных лиц и журналистов. Количество может быть огромным, но я надеюсь, что оно будет в разумных пределах.

Те, кто определился с выбором кандидата, могут проголосовать достаточно быстро. А те, кто будут читать бюллетень, могут потратить на это достаточно много времени. В законе нет нормы, которая четко регулировала бы время нахождения к кабинке. Из-за этого на участках могут возникать избирательные пробки. Вполне возможно, что будут приниматься какие-то дополнительные меры, чтобы этого не происходило в день голосования. В законе говорится, что нужно ставить отметку на бюллетене в кабинке, но не предусмотрено никаких санкций, если гражданин это сделает, не заходя в кабинку для голосования.

Будет ли до выборов решена проблема голосования по электронным документам?

— На основании Закона «О выборах президента Украины» человек может проголосовать, если он внесен в списки избирателей. Документом, удостоверяющим личность для голосования, является паспорт гражданина Украины, а в каком виде он будет представлен, — не имеет значения.

Валерий Быстров, «Харьковский репортер»