Реконструкция реконструированного к ЕВРО-2012 Исторического музея обойдется в 119 млн гривен

Фото: museum.kh.ua

В соответствии с проектно-сметной документацией, прошедшей экспертизу, общая сметная стоимость реконструкции здания Харьковского исторического музея имени Сумцова на пл. Конституции составляет 118 млн 987 тыс грн.

Об этом рассказал заместитель директора Департамента капитального строительства Харьковской облгосадминистрации Владимир Норчак во время заседания постоянной комиссии Харьковского облсовета по вопросам молодежной политики, спорта, культуры и туризма, сообщила пресс-служба облсовета.

«В конце сентября, после выездного заседания постоянной комиссии в исторический музей и осмотра здания, депутаты остро поставили вопрос о необходимости срочной реконструкции здания для его сохранения. В течение двух месяцев осуществлялись соответствующие расчеты, намечен план необходимых мероприятий, который и обсудили депутаты комиссии», — сказано в сообщении.

По словам Норчака, работы будут распределяться на два пусковых комплекса, первый оценен в 94,2 млн грн, второй — в 24,8 млн грн.

Проект также подан в Государственный фонд регионального развития для участия в конкурсе на финансирование.

На пленарном заседании областного совета 6 декабря планируется выделение 1 миллиона гривен для осуществления первоочередных мероприятий по этому объекту, в том числе речь идет о частичном ремонте кровли, системы снеготаяния (антиобледенения) и водосточной системы.

Депутаты поддержали предложение председателя постоянной комиссии Валерии Мураевой по созданию в течение двух недель рабочей группы с участием ученых, узкоспециализированных специалистов, депутатов для выработки единого концепта обновления экспозиции музея.

Департамент капитального строительства Харьковской облгосадминистрации 9 ноября объявил тендер на проведение работ по реконструкции здания музея. Ожидаемая стоимость работ — около 50 млн. грн. На участие в тендере подали заявки две компании, его результаты еще не объявлены.

Ранее пресс-служба облсовета сообщала, что, по словам директора исторического музея Владимира Цигулева, «памятник архитектуры испытывает непрерывное разрушение из-за парникового эффекта, который появился в результате надстройки стеклянного купола без соответствующей системы кондиционирования».

Во время осмотра здания члены комиссии посетили помещения сейфовой комнаты, хранилище письменных источников и живописи. Как объяснили сотрудники музея, «из-за пристроенного стеклянного куба в помещении нет ни естественной, ни принудительной циркуляции воздуха. Неправильно скоординированное соотношение температуры и влажности приводит к тому, что в коллекции музея появляется плесень, а также разрушаются стены и потолки сооружения».

Проект реконструкции Харьковского исторического музея градостроительный совет одобрил в августе 2011 года, в рамках реконструкции площади Конституции к ЕВРО-2012. Проект выполнило ООО «Ароф», его научным руководителем в презентационных материалах значился главный архитектор Харькова Сергей Чечельницкий.

«Исторически сложилось так, что здание старого ломбарда (в нем расположен музей — ХТ), возведенное с использованием мотивов древнерусского зодчества (архит. Б. Корнеенко, 1908 г.) выходит на площадь дворовым фасадом, лицевой фасад «смотрит» — на ул. Университетскую и вход в сооружение находится там же, где и был раньше. Такая «непочтительность», по отношению к площади, объяснялась просто — эти фасады были скрыты домом Дворянского собрания (1814 г.), разрушенным во время войны. В связи с реконструкцией пл. Конституции, возникла необходимость создать главный фасад здания и главный вход в исторический музей со стороны пл. Конституции. Используя новые и современные методы и приемы при решении стоящей перед архитекторами задачи, придать площади современный и неповторимый вид, гармонично соединить окружающую историческую застройку с современными концепциями в архитектуре», — говорилось в презентации.

Чечельницкий, выступая на градсовете, заявил, что в рамках реконструкции здание перекрасят в золотистый цвет, а пристройка к зданию обеспечит музею дополнительно 850 кв.м. «Таким образом, мы уберем с площади красный цвет и вернем ей ту цветовую гамму, которая была у нее до революции: все бекетовские здания были именно золотистого, светлого цвета, дом Дворянского собрания — тоже. То есть площадь получит изначальное цветовое решение, а новый стеклянный вход еще и оживит ее, потому что, когда музей будет закрываться после рабочего дня, внутри пристроенной конструкции можно будет проводить выставки или концерты», — говорил Чечельницкий на том заседании градсовета.

«Мы развернем здание на площадь парадным входом. Он будет привлекать внимание всех прохожих. Этот купол подчеркнет индивидуальность здания, но не изменит структуру памятника архитектуры», — отмечала руководитель ООО «Ароф» Татьяна Поливанова, представляя проект.

Тогдашний председатель Харьковской облгосадминистрации, а ныне нардеп Михаил Добкин заявлял тогда, что в пристройке планируется отрыть Музей современного искусства. «Я надеюсь, там появится современный или, скажем так, очень стильный и креативный Музей современного искусства. То есть те площади, которые появятся после реконструкции Исторического музея, будут отданы под Музей современного искусства», — сообщил Добкин. По его словам, даже были проведены переговоры о помощи в организации экспозиции с Виктором Пинчуком, который открыл в Киеве галерею современного искусства PinchukArtCentre.

Сразу после того, как стало известно о проекте пристройки, появились и обвинения в несамостоятельности, скажем так, архитектурного решения. На поразительную схожесть проекта с одним из элементов комплекса еврейского музея в Берлине обратила внимание в своем блоге харьковская художница Ольга Гребенник. «Архитектор Либескинд (Даниэль Либескинд — выдающийся американский архитектор-деконструктивист — ХТ) вдохновлялся образом еврейского шалаша сукка, который возводился из кустарников и веток деревьев еврейским народом к празднику Суккот. Интересно, чем вдохновлялись харьковские авторы, если результат получился одинаковым? На академическом языке это называется архитектурная цитата, а прямым текстом — неприкрытый плагиат на почве идейной недостаточности. И если Берлинский проект — это всего лишь крытый внутренний двор, то в Харькове — это немасштабный, по отношению к площади гигантский куб, обволакивающий историческое здание».

Художница критиковала и идею перекраски здания, кстати, вызвавшую неоднозначные мнения и у членов градсовета: «Давно уже выработано справедливое правило — каждая эпоха имеет свой архитектурно-пластический язык, сформированный внешними событиями и мироощущением. Тогда зачем красить музей — здание с мотивами древнеруского зодчества с красивейшей кирпичной кладкой (кирпичный стиль) — в желтенький, чтоб согласовать его с классическими бекетовскими постройками. Это нонсенс!!!! Перекраска здания полностью снивелирует его стиль».

Спустя 7 лет главный вход в музей — по-прежнему с ул. Университетской. Краснокирпичное здание музея, являющееся памятником архитектуры местного значения, перекрашено в желтый цвет. Пристройка со стороны пл. Конституции не используется. Об ответственности проектировщиков и строителей за то, что спустя несколько лет после масштабной реконструкции здание музея находится в бедственном состоянии и вновь нуждается в дорогостоящей реконструкции — речь вообще не идет.

Сергей Бобок